Шабана Азми (Shabana Azmi)давно уже стала славой и гордостью индийского кино. Еще в 1974 году классик современного индийского киноискусства Сатьянджит Рей предсказал ей большое кинематографическое будущее, назвав одной из самых великолепных драматических актрис. А когда два года спустя режиссер приступил к постановке "Шахматистов” - своего первого фильма на хинди, он пригласил Шабану на главную женскую роль.Шабана многим обязана Шьяму Бенгалу. 22-летней студенткой актерсокго факультета кино института в Пуне она дебютировала в его первой картине "Росток”. Затем режиссер поручил ей весьма сложную роль жены деревенского учителя в фильме "Конец ночи”. Впоследствии Шабана сыграла эпизодическую роль нелюдимой бездетной жены патхана Джаведа Кхана в историческом фильме "Безумие”, снялась в роли расчетливой хозяйки дома увеселений в фильме "Рыночная площадь” (я уже писала о нем, хочу еще раз обратить ваше внимание на этот фильм). Шабана Азми - трижды лауреат национальных кинофестивалей. Она была лучшей актрисой 1974 года за исполнение роли в фильме "Росток”. Затем два года подряд (в 1983 и 1984) Шабана была удостоена такого же титула за свою "эмоционально сдержанную, но психологически убедительную игру” в картинах "Осознание” (режиссер Махеш Бхатт) и "Развалины” (режиссер Мринал Сен).Шабана Азми родилась в семье бывшего одно время президентом Ассоциации народных театров Индии (ИПТА), известного поэта и драматурга Кэйфи Азми (на русский переведены его отдельные стихотворения и поэмы). Он является также автором почти 250 песен для кинофильмов. Ее мать - Шаукат Азми, театральная актриса, в та время работала на сцене театра Притхвираджа, отца Раджа и Шаши Капура. Когда девочке исполнилось 3 года, ее определили в частную школу. Шабана хорошо училась, выступала в школьных спектаклях. После окончания колледжа, где она продолжала играть в самодеятельном театре, собиралась поехать в Дели учиться в Национальной школе драмы, но затем передумала и поступила на актерский факультет Киноинститута в Пуне, где можно было получить искусствоведческое образование, овладеть навыками актерской техники. Шабана, по ее словам, никогда всерьез не думала о работе в кино. Может быть это и так. Во всяком случае, на сцене он себя чувствовала более непринужденно и уверенно, чем перед камерой. Сейчас Шабана немного отдалилась от кино и занялась политикой. Она участвует в благотворительных акциях, сборах пожертвований для бедных. Ее общественная жизнь стоит на первом месте, а личная остается не восполненной - Шабана не имеет детей, она живет вместе со своим мужем Джавидом уже более 10 лет, но о ребенке пока не задумывается. Шабана объясняет это тем, что в молодости не захотела пройти утомительную процедуру лечения и сейчас уже лишена возможности родить полноценного ребенка, а ведь ей уже 47 лет...Возвращаясь к ее творческой карьере, хочу сказать, что Шабана Азми стала актрисой широкого профиля: она играет на театральной сцене, снимается в фильмах Шьяма Бенгала и режиссеров творческого "интеллектуального кино”, к которым причисляют Мринал Сена, Саида Ахтара Мирзу, Гаутам Гхоша и других. Шабана снималась вместе с Амитабхом Баччаном в фильме "Меня зовут Азад” (режиссер Тину Ананд). В "Сати”, картине режиссера Опорны Шен (ее предыдущий фильм "Порома” демонстрировался у нас на экранах) она играет глухонемую девушку, у которой трагически сложилась жизненная судьба.Слава Шабаны Азми уже давно вышла за рамки Индии. Она снималась у режиссера Мринал Сена в франко- индийско-бельгийском фильме - притче "Генезис”, играла эпизодическую роль во французском фильме "Бенгальская ночь”. Шабана снималась и в Голливуде - в фильме "Мадам Сужатска” она играет вместе с Ширли Маклейн. Она работала вместе с Патриком Свайзом в "Городе радости”, там у нее небольшая роль и Джеймсом Вилби в "Непорочном зачатие”. Так же ее приглашали для съемок в телевизионном фильме для четвертого канала Би-би-си на роль видного общественного и политического деятеля Пакистана Беназир Бхутто. Несомненно, Шабана Азми - актриса широко диапазона. Она с одинаковым успехом снимается как в творческом, так и в коммерческом кинематографе. Будет очень жаль, если Шабана окончательно покинет экран и займется общественной деятельностью, это конечно хорошо с одной стороны, но с другой - мы лишимся очень талантливой актрисы.