Спайк Ли американский режиссер сценарист и актер. Настоящее имя Шелдон Джексон (он еще в школе выбрал себе псевдоним Спайк - то есть "Шип"). Несомненный лидер афро-американской кинокультуры 80-90-х годов. Критики называют его "черным Вуди Алленом" - и за внешнее сходство (если не обращать внимания на цвет кожи они действительно похожи) и за одержимость одной темой. Только Ли интересуют отношения не между еврееями и неевреями а между неграми и белыми причем он в своих фильмах гораздо конкретней и злободневней интеллектуала Аллена.После окончания Нью-Йоркского университета Ли всего за 12 дней снял на 16-мм пленке фильм "Ей это нужно позарез" (1986) об амурных похождениях негритянки из Бруклина одного из объектов которой сыграл он сам. Начав с комедий Спайк Ли перешел к более жесткому кино показав в картине "Делай как надо" (1989) взрыв насилия который прорвал назревший нарыв взаимной вражды между белыми и черными. Пытаясь дойти до самых корней исторической вражды Ли опирается на то что "секс и расизм идут рука об руку" - Ку-клукс-клан появился в целях защиты белых леди-южанок от негров. Фильм "Лихорадка в джунглях" (1991) он посвятил памяти черного юноши которого убили заподозрив в том что он пришел на свидание к итальянке.Много шуму наделала его биографическая лента "Малкольм Икс" (1992) за которую исполнитель заглавной роли Дензел Вашингтон получил приз МКФ в Берлине-93 и номинацию на "Оскар". Прославление экстремистски настроенного лидера "черных мусульман" напугало американскую общественность и режиссера обвинили в расизме и антисемитизме. Однако в дальнейшем фильмы Спайка Ли "Круклин" (1994) "Торговцы наркотой" (1995 ) стали гораздо умиротвореннее. И даже посвященная "Маршу миллиона черных мужчин" инициированному мусульманским лидером Фарраханом картина "Садись в этот автобус" (1996) далека от агрессивного напора "Малкольма Икс".