Родилась 27 мая 1948 г. в городе Кривец Новгородской области.В 1976 году окончила заочное отделение театроведческого факультета ЛГИТМиКа (мастерская Л. Гительмана).Работала ассистентом режиссера, вторым режиссером на к/с "Ленфильм".В 1981 получила диплом режиссерского отделения ВКСР (мастерская Юрия Карасика).Работала в качестве режиссера-постановщика на к/с "Ленфильм".Живет в Москве. В кино Светлана Проскурина дебютировала еще в 1982-м короткометражкой "Родительский день", а в 1987 году сделала первую большую игровую картину "Детская площадка".Прорыв в судьбе режиссера случился в 1989 году, когда ее вторая игровая лента "Случайный вальс" победила в главном конкурсе на МКФ в Локарно, принеся российскому кино первый в его истории приз "Золотой леопард". Критики отметили в фильме некоторое влияние учителя Светланы - кинорежиссера Ильи Авербаха (тот же интерес к изломанным женским характерам) и судьбам ив то же время подчеркивали иное отношение Проскуриной к драматургии, ее "отважное и жесткое авторское своеволие". В этой картине Светлана Проскурина решилась порвать с сюжетной формой, сосредоточившись на изобразительной и звуковой стороне произведения.Еще более радикальному переосмыслению нарративные законы кинодраматургии подверглись а следующей работе Проскуриной "Отражение в зеркале" (1992), в котором она попыталась средствами киноязыка воссоздать на экране психологически мир героя. Картина участвовала в престижной программе "Двухнедельник режиссеров" в Канне, и поставила точку в первом этапе творческой биографии режиссера.За последующие 10 лет она не сделала ни одного игрового фильма и посвятила себя документальному кинематографу, снимая на к/с "Берег" для канала "Культура" ленты о других художниках - Эрнсте Неизвестном, Михаиле Шемякине, Михаиле Пуговкине, Александре Сокурове.В 2001 году Светлана Проскурина вернулась в большое игровое кино и с частными продюсерами начала подготовку к съемкам фильма "Удаленный доступ". Увы, проект приостановился уже на начальной стадии, но позже, благодаря режиссеру Александру Сокурову и продюсеру Юрию Обухову в 2004 году картина все-таки была завершена. Многие западные критики сравнивают творческую манеру Проскуриной с работами Александра Сокурова. Проскурина считает это убогими умозаключениями, выдающими незнание контекста и нежелание вдуматься. "Мы занимаемся кино определенного порядка, - объясняет Светлана Проскурина, - хотя я ненавижу определение "авторское кино": мне кажется, что другого не бывает. Любое кино - авторское, другое дело - калибр автора. А с Сокуровым не вижу никаких параллелей - кроме, может быть, аскетизма и манеры работать, потому что у нас одна группа".