Знаменитый джазовый пианист и композитор, бескомпромиссный новатор, чей талант далеко не всегда признавали как критики, так и коллеги-музыканты, Телониус Спир Монк родился 10 сентября 1917 года в городе Роки Маунт в Северной Каролине. Вырос в Нью-Йорке. С пяти лет учился играть на фортепиано, подражая шагающему стилю гарлемских страйд-пианистов, выступал на домашних вечеринках, церковно-приходских собраниях, аккомпанировал странствующим миссионерам. В первой половине 40-х начал активную концертную деятельность, работал с оркестрами Лаки Миллиндера (1942) и Кути Уильямса (1944). Впервые по-настоящему Монк стал известен благодаря регулярным совместным выступлениям со знаменитым тенор-саксофонистом Коулменом Хокинсом, который, несмотря на недовольные отзывы некоторых своих поклонников, в полной мере смог оценить талант необычного пианиста. В дальнейшем он сотрудничал с оркестром Диззи Гиллеспи, Майлзом Дэвисом, Чарли Паркером, Сонни Роллинзом, Артом Блэйки, а также играл с собственными составами, привлекая таких музыкантов, как Джон Колтрейн. Непривычная для традиционного джаза манера игры, своеобразные неровные, рваные соло были препятствием на пути к признанию Монка как композитора и исполнителя - даже среди музыкантов, исполнявших би-боп, он имел репутацию сумасброда и эксцентрика. Признание пришло к нему только во второй 50-х годов, когда широкая джазовая аудитория постепенно начала воспринимать новые музыкальные веяния. Записывавшийся прежде только как приглашенный музыкант (его первые студийные опыты относятся к периоду работы с Хокинсом), начиная с 1947 года Монк выпускал собственные альбомы, среди которых наибольшую известность получили "Brilliant Corners" (1956) и "Thelonious Monk With John Coltrane" (1957). В 1957 году вместе со своим квартетом, в состав которого тогда входил Джон Колтрейн, Монк дал серию концертов в клубе "Five Spot", которые были очень высоко оценены джазовыми критиками. Уже будучи признанным мастером, звездой современного джаза, на протяжении 60-х годов Монк много гастролировал со своим квартетом в Европе и в США и продолжал записываться в студии. В 1971-1972 гг. играл в составе "The Giants of Jazz" вместе с Диззи Гиллеспи, Артом Блэйки и Сонни Ститтом. Неожиданно для всех, в 1973 году он практически прекратил концертную деятельность и только изредка появлялся перед слушателями. Один из последних концертов Монка состоялся в 1974 году на джазовом фестивале в Нью-Порте. Многие композиции Монка, такие как "Round Midnight", "Straight, no Chaser", "Ruby My Dear", "52nd Street Theme" и "Epistrophy" стали джазовой классикой и вошли в репертуар многих исполнителей.