Анджапаридзе Вера (Верико) Ивлиановна (06.10.1900 - 31.01.1987).Народная артистка СССР (1950), Герой Социалистического труда (1979). Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1946 - за участие в фильме "Георгий Саакадзе"; 1952 - за театральную работу).Вера Ивлиановна Анджапаридзе родилась 6 октября 1900 года в Кутаиси. Талантливейшая, театрально одаренная девушка училась актёрскому мастерству прилежно: в 1916-17 в Драматической студии С.В.Айдарова в Москве; в 1918-20 в студии Г.Джабари в Тифлисе и играла в театре им. Ш.Руставелли. А с 1921 года с небольшими перерывами была ведущей драматической актрисой Грузии, работая вместе с классиком грузинского театра К.Марджанишвили в труппе театра, после смерти Мастера получившего его имя.Первые свои заметные роли в немом кино Анджапаридзе сыграла в 20-е годы; "Кошмары прошлого" (1925): "Дина Дза-Дзу" (1927): "Трубка коммунара" (1929). На съемочной площадке господствовала техника. Она не разрешала забыть о камере, об источнике света, о границах кадра. Лишнее движение могло нарушить композицию мизансцены.Вcе это было для сложившейся театральной актрисы непривычно, сковывало, лишало свободы действия. Но Анджапаридзе научилась и этому. Именно в кино Верико впервые сыграла роль матери ("Саба", 1929), что стало одной из ведущих тем её творчества.Свои последние работы в немом кинематографе: "26 комиссаров" (1932) и "Последний маскарад" (1934) актриса исполнила уже в расцвете своего драматического таланта, став широко известной звездой грузинского театра.Три года она не снималась, но уже в 1937 году режиссёр Н.Шенгелия пригласил её на роль матери в звуковую картину "Золотая долина". Для Анджапаридзе - тончайшего мастера слова, актрисы, которой трудно на сцене без музыки - это имело колоссальное значение. Теперь в кинематографе она была полностью в своей стихии, что ни замедлило сказаться на удачных экранных работах ("Арсен". 1937; "Каджана", 1941).В годы войны Анджапаридзе сыграла одну из своих лучших трагических ролей, жены великого полководца Грузии Георгия Саакадзе, в двухсерийном фильме М.Чиаурели "Георгий Саакадзе" (1942-43), лучшей картины грузинского кино всех времён.После неё актриса снялась еще во многих фильмах. "Кета и Котэ" (1948): "Падение Берлина" (1949); "Великий воин Албании Скандербег" (1953); "Генерал и маргаритки" (1963); "Не горюй!" (1969): "Покаяние" (1985). Разные фильмы, разные режиссёры, женщины разных характеров и национальностей. Кроме главной роли в фильме "Отарова вдова"(1957), все остальные кинообразы этого периода эпизодические. Эпизодические роли - новая страница творческой жизни Анджапаридзе. Они существовали только в кино, тогда как театр взваливал на её плечи самую большую тяжесть.Актриса огромного трагического дарования, создающая в театре мощные образы, находили особенное удовольствие в филигранном оттачивании крохотных эпизодов и запоминались зрителям на экране навсегда.Недаром решением редакционного совета ежегодно издающейся в Лондоне энциклопедии "Кто есть кто" ("Who is who ") она была включена в десятку выдающихся актрис XX века (1992).Анджапаридзе великолепно читала с эстрады, была художественным руководителем лучшего театра Грузии, занималась педагогической деятельностью в Тбилисскомтеатральном институте им. Ш.Руставелли.Одна из самых заметных национальных актрис театра и кино СССР Вера (Верико) Ивлиановна Анджапаридзе умерла 31 января 1987 года в Тбилиси, до последних дней активно участвуя в культурной жизни своей любимойГрузии.