Родился 28 января (9 февраля по старому стилю) 1874 года в Пензе в семье хозяина винно-водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и Альвины Даниловны Нееезе. По окончании Пензенской гимназии, в 1895 году был зачислен на юридический факультет Московского университета (курс не закончил). Достигнув совершеннолетия (в 21 год), принял православие, поменяв свое немецкое имя Карл Казимир Теодор на русское Всеволод. В 1986 году поступил на 2 курс Театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе в класс В.И. Немировича-Данченко. С 1898 по 1902 год играл в труппе Художественного театра. После ухода из Московского Художественного театра начал самостоятельную режиссерскую работу, создав вместе А.С.Кошеверовым в Херсоне труппу драматических актеров, получившую впоследствии название Товарищество новой драмы. В это же время началась формироваться художественная концепция Мейерхольда, связанная с принципами условного театра, главенствования живописно-декоративного начала на актерским действием. В 1905 году по приглашению К.С. Станиславского работал над спектаклями "Смерть Тентажиля" и "Комедия любви" в театре-студии на Поварской в Москве, в 1906-1907 гг. был главным режиссером Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской, поставил спектакли "Сестра Беатриса" (М. Метерлинк), "Балаганчик" (А.Блок), "Жизнь человека" (Л.Андреев), публиковал в журналах статьи о театре, которые позже вышли отдельной книгой. На протяжении десяти лет (1908-1918 гг.) работал в Императорских (Александринском, Мариинском и Михайловском) театрах, создав за это время 21 драматический и 10 музыкальных спектаклей. В Петербурге началась и преподавательская деятельность Мейерхольда - в собственной студии, в театральной школе К.И. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б.В. Поллока. После Октябрьской революции Мейерхольд стал активнейшим энтузиастом создания нового агитационно-зрелищного театра, отрицающего буржуазный натурализм. В 1918 году вступил в ряды РКП(б), работал в Тетральном совете, позднее занимал пост заместителя заведующего Петроградского отделения ТЕО Наркомпроса. Во время поездки в Новороссийск в 1919 году был арестован деникинской контрразведкой и некоторое время провел в тюрьме. После того, как Новороссийск был освобожден Красной Армией, недолго возглавлял местный подотдел искусств, летом 1920 года был переведен в Москву, где с сентября 1920 по февраль 1921 года руководил ТЕО Наркомпроса. В 1923 году им был создан Театр им. Вс.Мейерхольда, а в 1926 г. - Государственный театр им. Мейерхольда, на сцене которого он осуществил лучшие свои постановки "Клоп", "Мандат", "Баня", "Горе уму", "Дама с камелиями", "Ревизор", принесшие ему мировую славу. В апреле 1923 года режиссеру было присвоено звание народного артиста Республики. Вместе со своим театром с 1923 по 1936 год неоднократно выезжал на гастроли за границу, побывав в Германии, Италии, Чехословакии, Франции и Италии. Также работал в Театре Революции ( главный режиссер с 1922 по 1924), ставил спектакли в Ленинградском академическом театре драмы, осуществлял постановки драм Пушкина на радио (1937). После закрытия Государственного театра им. Мейерхольда, по приглашению К.С. Станиславского работал режиссером в Оперном театре. В ночь с 19 на 20 июня 1939 года был арестован. Расстрелян 2 июня 1940 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году.