Збигнев Цибульский - легенда польского кино, символ вышедшего из войны поколения, собирательный образ которого он прекрасно воссоздал в фильме Анджея Вайды "Пепел и алмаз". Родился Збигнев в 1927 году в деревне Княже вблизи города Станислава (ныне это Ивано-Франковск, Украина). Збигнев Цибульский учился в послевоенные годы в торговой академии, Высшей школе журналистики и, наконец, в Высшей театральной школе в Кракове. Работал в краковском Академическом театре, театре Выбреже в Гданьске, создал собственный студенческий театр, в котором был художественным руководителем. С 1961 года работал в варшавском театре "Атенеум".Первой ролью Цибульского в кино был Костек в ленте "Поколение" Анджея Вайды. С этого фильма и началась долголетняя дружба и сотрудничество актера и режиссера. Свою лучшую и самую известную роль Цибульский тоже сыграл в фильме Вайды. Это была роль Мацека Хелмицкого в картине "Пепел и алмаз". Позже Вайда рассказывал, что долго раздумывал, прежде чем утвердить Цибульского на эту роль. Режиссер сам был солдатом Армии Крайовой и прекрасно понимал, что интеллигентный актер, да еще и в темных очках (а их актер не мог снимать из-за болезни глаз), - это совершенно не тот типаж. Но они рискнули. И выиграли. Картину посмотрели миллионы зрителей, и никто из них не сказал: "Так не бывает". Правдоподобной ситуацию сделал именно талант Цибульского. Еще одним общим успехом актера и режиссера был фильм "Любовь двадцатилетних".За Цибульским закрепилось амплуа романтического героя. Но он играл и в боевиках, и в комедиях, и в трагедиях. Задумывался Цибульский и о режиссуре, писал сценарий для фильма, который намеревался снимать сам по повести Конвицкого "Современный сонник".Погиб Цибульский по-мальчишески нелепо: попал под поезд. Как рассказывала актриса Беата Тышкевич, у него было весьма опасное хобби: вскакивать в вагон уже тронувшегося поезда. Возможно, этими рискованными трюками он доказывал сам себе, что находится "в форме" и способен играть молодежные роли в то время, как возраст вынуждал его менять амплуа. Вероятно, он преодолел бы этот кризис, но... Случилось то, что случилось. Узнав о смерти друга, Вайда сказал, что "должен ему фильм" и снял биографический фильм "Все на продажу". Еще один документальный фильм "Збышек", посвященный памяти актера, снял режиссер Лясковский.