Жионо Жан, французский писатель, член Академии Гонкуров (с 1954). В творчестве и воззрениях его своеобразно преломились бытие и миросозерцание средних слоев фермерского крестьянства. Буколика Жионо (цикл стихов "В сопровождении флейты", 1924), его пантеизм (роман "Холм", 1929, рус. пер. 1934), идеализация патриархального состояния (роман "Отава", 1930), культ язычески неистовых страстей (роман "Песнь земли", 1934, рус. пер. 1935) - всё это вошло в систему романтического противостояния Жионо городской цивилизации (пацифистский роман "Большое стадо", 1931, рус. пер. 1934). Лишь в годы Народного фронта Ж. увидел в капитализме источник войн (манифест "Не могу забыть", 1934), мечтал о свободном от эгоистического расчёта совместном труде пахарей (роман "Радость", 1935, рус. пер. 1936). Страх перед революционными усилиями масс привёл Жионо к отступничеству, к попыткам утвердить реакционную идею обновления мира с помощью зоологически полноценной крестьянской "расы" (эссе "Письмо крестьянам о бедности и мире", 1938). Его циничное признание - "тысячу раз у меня была возможность умереть стоя, но каждый раз я становился на колени" (эссе "Вес неба", 1938) - стало девизом политики духовной капитуляции перед фашизмом (эссе "Уточнения", 1938), поддержки режима "Виши" (эссе "Триумф жизни", 1941). Натуралистический миф о воображаемом Юге (Провансе) - многотомная "Романическая хроника" - итоговое сочинение Жионо.