Трагикомедия "Афоня", снятая мастером сатиры и отображения советской действительности Георгием Данелия в 1975 году, о парне среднего возраста, на которого в один момент навалилось сразу множество проблем, в корне которых - его любовь к выпивке. Жизни Афанасия Борщова (Леонид Куравлев) на первый взгляд можно позавидовать: нет никаких семейных обязательств, у него всегда в кармане водятся деньги, каждый день - новые женщины, интересные знакомства. Вот только все это щедро сдабривается алкоголем - благо, выпить всегда есть с кем. Но вот вся его веселая жизнь начинает катиться под откос. Ему не дают практикантов, что кажется Афоне очень унизительным, начальник ЖЭКа делает строгий выговор за саботаж работы, вымогательство, дебош возле дома отдыха и пьянку и запускает обратный отсчет испытательного срока, в течение которого Афоня должен оставаться трезвым и вовремя выполнять свою работу. Сам он начинает понимать, что его личность никого не интересует: ни тех, кто щедро платит за ремонт сантехники, ни босса, ни женщин, скрашивающих его одиночество. Шанс для пустозвонаНесмотря на то, что в его жизни занята каждая минута, тратит он ее на совершенно ненужные дела. А ведь герой так же, как и в юности, жаждет красивых романов с утонченными девушками, исключительных отношений, а главное - искренности, любви и признания. Не для того он уехал из деревни, чтобы опуститься до уровня Федула (Бронислав Брондуков) - его собутыльника. Его душевный порыв не остается незамеченным - рядом с ним появляется скромная медсестра Катя (Евгения Симонова), увидевшая в этом франте, грубияне, любителе китча и пышногрудых женщин того самого деревенского парня с широкой душой, золотыми руками и добрым сердцем. Окончательное прозрение придет к Афоне после откровенного разговора с очередным выпивохой Колей (Евгений Леонов) и поездки в родную Борщовку, где он поймет, что же является его последним спасательным кругом, который поможет вырваться из грязной комнатки, вытянет из душевного болота и поможет зажить по-настоящему. Кинокартина "Афоня" стала бестселлером своего времени и классикой кино страны Советов. Проект дал зеленый свет уже популярной на тот момент группе "Машина времени", на съемки которой массовка записывалась бесплатно. Фильм является очень точным отображением городской жизни 1970-х годов, поэтому имеет не только культурную, но и историческую ценность.
Кто-то должен был сказать свое «однако» с позиции критического мышления.
1975 год показал «Афоню», годом позже (1976 год) Сидни Люмен выпускает в свет «Телесеть» (горячо рекомендую к просмотру) и начну я, как ни странно, с цитаты из американского фильма: «Телевизор — это не правда. Телевизор — это парк развлечений! [..] Вы начинаете верить, что реальность — это ящик, а не ваша жизнь. Вы делаете всё, что ящик говорит вам! Вы одеваетесь так, как в ящике, едите так, как в ящике, растите детей как в ящике, и даже думаете как этот ящик. Это массовое помешательство!».
Кино закладывает в нас тот образ, который мы непременно будем воспроизводить на себе и тут трудно переоценить ответственность человека, снявшего фильм, который увидит вся страна. Образ мальчика, что несет портфель девочки провожая до дома, образ дружного юношеского коллектива, что воспевался в советском кино (став его визитной карточкой) воспринимался зрителями, как норма и пример правильного поведения. Вы понимаете это? Система, в том числе и руками кинематографа, лепит из людей тех кого хочет, по образу и подобию героев кино.
Вернемся к Афоне. Какие же выводы подсознание обычного человека сделает после этого «шедевра»? Бухай, будь люмпеном, ведь все равно найдется дура (причем хорошенькая) которая полюбит тебя. Ну и к чему призывает этот фильм? Какую мораль он несет? Где катарсис спрашивается? Завуалированная комедия, этакая конфетка с ядовитой начинкой — воспеть образ алкоголика на широком экране.
Ну а поддержат мои слова две пивнушки в честь фильма: пивная «Афоня» в Ярославле и пивная «Афоня» в Москве, возле метро «Коломенская», «оформленная фотографиями из фильма в стилистике старых советских пивных». При чем у первой пивнушки открыта скульптура штукатура Коли и сантехника Афони. «Утверждается, что установке скульптуры предшествовал опрос, в результате которого Афоня был выбран киноперсонажем, способным служить олицетворением ярославца».
Стыд.
Кто-то должен был сказать свое «однако» с позиции критического мышления. 1975 год показал «Афоню», годом позже (1976 год) Сидни Люмен выпускает в свет «Телесеть» (горячо рекомендую к просмотру) и начну я, как ни странно, с цитаты из американского фильма: «Телевизор — это не правда. Телевизор — это парк развлечений! [..] Вы начинаете верить, что реальность — это ящик, а не ваша жизнь. Вы делаете всё, что ящик говорит вам! Вы одеваетесь так, как в ящике, едите так, как в ящике, растите детей как в ящике, и даже думаете как этот ящик.