Фёдор Сухов, умелый и опытный красноармеец, давно соскучился по родной сторонке. Служба и долг забросили его в пустыню, и среди песков всё чаще встают перед его мысленным взором зелёные берёзки и луга, а среди них - красавица Катерина Матвеевна, зазнобушка, с которой он часто разговаривает в мыслях. Кому ещё поведать тоску да рассказать о том, что происходит с ним, Суховым, на дальней стороне? А испытать главному герою фильма В. Мотыля "Белое солнце пустыни" приходится немало. В самое пекло он натыкается на человека, которого зарыли в песок по самый подбородок. Сухов (А. Кузнецов) привык ничему не удивляться: спокойно поделился с джигитом водой, узнал, что зовут его Саидом, а виноват во всём злодей Джавдет. Бандит ограбил и убил отца Саида, зарыл в песок его самого, и теперь у парня только одна цель - убить мерзавца. Но поскольку Сухов спас ему жизнь, Саид (С. Мишулин) в своих поисках Джавдета решил не забывать и про этого русского, которому он обязан. ГаремЧуть позже Сухов встречается с командиром Рахимовым, который охотится за другим бандитом, Чёрным Абдуллой (К. Кавсадзе). Уходя от погони, он бросил в крепости своих жён. Рахимов просит Сухова оказать услугу и доставить этот небольшой гарем в приморский посёлок. Оставив с Фёдором наивного красноармейца Петруху (Н. Годовиков), командир продолжает погоню. Миссия Сухова закончена: женщины размещены в безопасной крепости, но туда же, по несчастливой случайности, является и Абдулла. Бандиту и его людям хочется уйти за границу со всем награбленным. Сухов понимает, что боя не избежать. На его счастье, неподалёку живёт начальник бывшей царской таможни, богатырь и пьяница Павел Верещагин (П. Луспекаев). Сухов, лихо прикуривший от выброшенной Верещагиным в окно динамитной шашки, понравился Павлу. Он готов ему помочь, хотя и дал слово жене ни во что не ввязываться. Сухов вместе с Петрухой минируют баркас, на который претендуют люди Абдуллы. Ему удаётся взять главаря банды в плен, но тот ускользает, убив самую юную из своих жён и накинув её паранджу. Не зная, кто перед ним, к закутанной фигуре обращается Петруха: "Гюльчатай, открой личико!" Абдулла сбрасывает ткань и закалывает парня штыком. Сухов прячет оставшихся женщин в цистерне для горючего, а Верещагин замечает, что на берегу моря суетятся люди Абдуллы и грузят на баркас краденые ценности. Верещагин поднимается на баркас и отчаянно дерётся с нападающими на него головорезами. На помощь Сухову мчится и Саид. Скоро всё закончится, и если Фёдор уцелеет, то далёкая Катерина Матвеевна получит от него новую весточку... Работа над фильмом• Режиссёру картины, Владимиру Мотылю, пришлось выбирать между Георгием Юматовым и Анатолием Кузнецовым, претендовавшим на роль Фёдора Сухова. В результате главного героя сыграл Кузнецов.• Павел Луспекаев "отдал" своё имя Верещагину, которого изначально звали Александром. Актёр снимался без дублёров, хотя из-за тяжёлой болезни практически не мог ходить без костылей.• В гареме Абдуллы только три женщины были настоящими актрисами. Остальные не могли посвятить съёмкам нужное время, и им искали замену среди солдат: спасало то, что в кадре эти героини появлялись в парандже. • Катерину Матвеевну после долгих уговоров сыграла Галина Лучай, редактор студии "Останкино".• Петруха, к которому прикипел душой таможенник Верещагин, тоже не был актёром: в этом образе увековечил себя слесарь Николай Годовиков.• "Пустыня" снималась в окрестностях Махачкалы и в Туркменистане.
maria turambarShared publicly - 2014-08-07T13:03:00Z
Красноармеец Сухов, спешащий домой к любимой по песками Средней Азии, попадает в передрягу с женами местного бандита Абдуллы и выходит из них с достоинством русского воина.
Главный советский истерн, он же самый известный фильм Владимира Мотыля, подкупает не глубоким смыслом или закрученным сюжетом, а бесконечным обаянием героев: Сухова — этого простого и веселого русского мужика, который расправляется с бандитами без лишнего пафоса; молчаливого Саида, появляющегося в нужный момент с его «Стреляли»; любознательной, шустрой и наивной в своём восточном менталитете Гюльчатай.
При всей своей комедийности этот фильм охватывает разные стороны жизни: в нем есть и юмор, разошедшийся фразочками по всему Советскому Союзу, и лирика — в письмах Сухова Катерине Матвеевне; серьезность — в его верности далекой жене, когда он окружен покорными восточными женщинами, трагедия пьющего пропащего Верещагина и его жены и элементы крутого боевика: стрельба на скаку, падения из окон и прикуривание от динамитной шашки.
«Белое солнце пустыни» — не шедевр мирового кинематографа, а очень родное старое кино, знакомое с детства своими веселыми и душераздирающими моментами.
Белое солнце пустыни — всенародное кино. Заурядная задумка, нетривиальный сюжет, но вышел великолепный, со вкусом созданный, тонкий и интересный в деталях кинофильм. В нём присутствует еле различимый лёгкий, но осязаемый и не покидающий, сказочно — русский былинный след, отпечаток, отзвук.
Начало 1920-х годов. Восточный берег Каспийского моря, Туркмения. Подошла к концу гражданская война, но в Средней Азии интенсивно зверствуют басмачи. Басмачество было очень крупным партизанским движением, охватившим всю Среднюю Азию, после событий 1917 года. Сами восставшие называли себя моджахедами. В основе лежали основные идеи панисламизма и пантюркизма, то есть борьба против не мусульман и объединение всех мусульман в единое пространство с целью в дальнейшем создать всемирный халифат.
Товарищ Сухов — благородный, уравновешенный, сообразительный, предприимчивый, хладнокровный, даже если вокруг опасность или несколько готовых прислуживать женщин. Настоящий, сильный, несгибаемый красноармеец. На лицо безумное уравнивание в правах женщин с мужчинами, нововведение исходило от большевиков. Инициатором сей чепухи выступила советская власть. Бенефициар, в конечном счёте, сексуальные меньшинства.
Отсутствие эротики в советском кино известно, в фильме 1970 года есть разрешение на показ оголённых женских животов. На востоке женским животам уделено особое внимание и чуть ли не сакральное значение, в отличие от западной цивилизации, широко известен тот же танец живота. В женском животике находится сила, энергия, зарождается жизнь. Во многих древних культурах женский живот есть фетиш.
Фильм является советским, межнациональным, межконфессиональным истерном. Сухов -точный, чёткий, верный, любящий Родину воин. Идеальный пример для подражания миллионам мальчикам. Верещагин — честный, смелый, доблестный служака. Саид — спокойный, разумный, преданный друг. Картину разобрали на цитаты, превратившиеся в крылатые фразы. Лента, как раз исторический портрет, пейзаж и натюрморт.
Вопросы есть? Вопросов нет!
8 из 10
Красноармеец Сухов, спешащий домой к любимой по песками Средней Азии, попадает в передрягу с женами местного бандита Абдуллы и выходит из них с достоинством русского воина. Главный советский истерн, он же самый известный фильм Владимира Мотыля, подкупает не глубоким смыслом или закрученным сюжетом, а бесконечным обаянием героев: Сухова — этого простого и веселого русского мужика, который расправляется с бандитами без лишнего пафоса; молчаливого Саида, появляющегося в нужный момент с его «Стреляли»; любознательной, шустрой и наивной