Художественная кинолента "Достояние республики" создана В. Бычковым в 1971-м году. Действие этого двухсерийного детектива связано с Гражданской войной. Без срока давностиВ разгар весны 1918-го года у семей, которые новая власть считает бывшими дворянами, отнимают ценности. Раз бывшие, зачем в отношении них соблюдать закон? Можно спокойно грабить изгоев ради блага государства! Дело доходит до уникальной коллекции скульптур и живописных полотен, которую берегли в имении князей Тихвинских. Из брошенной владельцами усадьбы привозят заколоченные ящики, но в них оказываются кирпичи, а не произведения искусства. Дело о пропаже временно передают в архив. Проходит два года, и милиция внезапно выходит на след пропавшей коллекции. Макар Овчинников (О. Табаков), ответственный сотрудник угро, ведёт порученное ему дело. Оказывается, что коллекцию припрятал некто Тараканов, служивший у Тихвинских управляющим. Помогали ему беспризорник Кеша и Маркиз (А. Миронов), который учил отпрысков князя фехтованию. Честь - не только словоПредметы княжеской коллекции кочуют в цирковом фургоне. Чтобы подобраться к ним, Овчинников проникает в труппу цирка. Прежде чем передать полотна и скульптуры в музей, героям фильма "Достояние республики" придётся пережить не одно приключение. На них нападёт лагутинская банда, они переживут плен, станут свидетелями схватки атамана Лагутина с Маркизом. Персонажу Андрея Миронова суждена героическая гибель, но Макар и Иннокентий останутся живы. В единой связкеВ киноленте Бычкова увлекательная линия детектива переплетается с непростой историей отношений главных героев. В поиске пропавших ценностей пересекаются судьбы самых разных людей: авантюриста, работника уголовного розыска, криминалиста дореволюционной школы. Кроме психологических тонкостей и захватывающего сюжета, фильм запомнился первым зрителям превосходно поставленными фехтовальными сценами. Шлягером в исполнении Андрея Миронова стала песня из этого фильма, которая начинается словами "Шпаги звон, как звон бокала... ". Написали её Ю. Энтин и Е. Крылатов. Занимательные нюансы• В монтажных листах название фильма было написано как "Достояние Республики", но потом от второй заглавной буквы решили избавиться.• Работа над комбинированными съёмками велась с участием Ю. Норштейна, прославленного советского мультипликатора. • Фильм "Достояние республики" - прощальная работа в кино Ольги Андреевны Жизневой, знаменитой драматической актрисы. • В 1971 году аудитория фильма составила 47,14 млн зрителей.• Как говорил Ю. Энтин, в его песне цензоры ухитрились разглядеть пропаганду алкоголизма несовершеннолетних - дескать, звон бокала с детства слух ласкать не должен.• Создатели фильма допустили оплошность, которую бдительные зрители записали в киноляпы: во время прогулки Кешки и Маркиза по крышам Петербурга камера "прихватила" современную телевизионную башню.• Сцены, связанные с лагутинской бандой, снимались в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях.• В сентябре 2009 года на "Первом канале" впервые в эфир вышло шоу, заимствовавшее название этого фильма: "ДОстояние РЕспублики".
Вас никогда не интересовало, почему всё, что помнят об этой «классике», — две песни Маркиза, в крайнем случае, одну? Потому что, кроме них, в нём — ничего нет. Заметьте: я даже самого Маркиза не упоминаю.
Действие фильма, якобы, разворачивается в восемнадатом году, то есть, «Гражданская» война уже вовсю кипит. Вся будущая Ленинградская область (а тогда — Петроградская губерния) — это горящее поле боевых действий между Красной армией и белогвардейцами Миллера, Юденича, Тыниссона, Маннергейма, оккупационными войсками Великобритании, США, Канады и Австралии и, собственно, недобитыми остатками Райхсхеера (кто-то ещё помнит, что в тот момент немцы шли на Питер?). Это — битва за Тулгас, трёхсторонние сражения в Прибалтике, «заговор послов» aka покушение на Ленина, наконец, медленно подступающая блокада Петрограда. Да-да, товарищи, тот кошмар, что познали ленинградцы в 1941—1944 гг., был вторым в истории нашего города. Да, бандитизм тоже был. И о нём тоже можно было много, чего сказать: расцвет ВЧК и НКВД (тогда — просто народной милиции), попытки всех классов общества приноровиться к новой обстановке, бои между сторонниками Керенского и красной гвардией. Короче, происходило столько всего разом, что на этом фоне нашлась бы история отнюдь не на один блокбастер. Сценаристы «Достояния…» посмотрели на это всё… и сочинили пустую сказку за гранью худшего варианта.
Конечно, из попытки представителя аристократического семейства вывезти ценности этого семейства из красного Петрограда можно было превратить во что-нибудь захватывающее. Ну вы знаете: война, кругом — разруха, перестрелки, во Францию — можно эвакуироваться только через юг, а до юга ещё надо добраться через кордоны большевиков, а там — Корнилов с его «эсэсовцами» (серьёзно, посмотрите на то, что у них было вместо кокард на фуражках), надо будет ещё договориться с ним, чтоб не хлопнул за вывоз «достояния русскага народа»… в общем, достаточно напряжённая картинка складывается. Как думаете, что из этого есть в фильме?
Есть опись коллекции-макгаффина и оценка советской комиссией её цены в золотых рублях, есть попытка вывоза, есть поездка куда-то за пределы губернии. Есть несколько интересных персонажей и из пальца высосанных приключений, в которые они впутываются. Есть бандиты в чёрных кожанках, похожие на чекистов (до фильма «Чекист» оставалось двадцать лет), и красные кавалеристы, похожие на белогвардейцев без погон. Всё. Смысла в происходящем — ноль. Те, кто знают подлинную историю того, что творилось с произведениями искусства в РСФСР во время войны и в первые послевоенные годы, могут вспомнить, что это всё продавалось, потому как в нищей, разорённой ещё империалистической войной России не было средств обеспечить всем необходимым голодающих, болеющих тифом и прочими болячками советских граждан. Но это всё было в двадцатые годы, а что здесь?
А ничего. Как я уже сказал, ничего из того, что происходило в те годы, на экране — не видно. Ни боёв, ни чрезвычайного положения, война если где-то и есть, то упоминается мельком и то в контексте «того бедного парня убили наши или, всё-таки, белые?». Посыл картины — тоже весьма сомнительный: как уже было сказано выше, картины будут продаваться, однако, главный герой рвёт тельняшку на груди и кричит, что вся эта коллекция — «собственность народа». Притом, что главарь банды Лагутин под странным предлогом «стрелять в нерабочих женщин» предлагает своей банде «чекистов» (ну никак иначе не получается их обозвать) пострелять по статуям. Мало того, что сама концепция белогвардейца, возглавляющего банду «бело-зелёных» или вообще безыдейных отморозков, — более относима, скорее, к двадцатым годам, так ещё и создатели фильма явно симпатизировали совсем не большевикам в этом фильме, пытаясь сделать этакий «рескин» сторон, как бы сейчас выразились. Из чего, гипотетически, можно было бы сделать вывод, что «Достояние Республики» — это таки достояние Российской Республики, образованной после свержения Николая II Временным правительством, а фильм — идеологическая бомба. Добро, но даже с учётом этого фактора фильм больше похож на суп, от которого оставили плохо настоявшийся бульон с добавлением каких-то сторонних ингредиентов.
В итоге, вынужден признать: песни Маркиза — действительно очень душевны и являются чудом своих сцен. Но ничем большим этот фильм подкупить — не в состоянии. Если Вам — действительно интересно посмотреть правильно поставленную историю подобного рода, смотрите «Квартет Гварнери».
1 из 10
Балл поставил за песни, и лишь потому, что без фильма, боюсь, их просто не было бы.
Вас никогда не интересовало, почему всё, что помнят об этой «классике», — две песни Маркиза, в крайнем случае, одну? Потому что, кроме них, в нём — ничего нет. Заметьте: я даже самого Маркиза не упоминаю. Действие фильма, якобы, разворачивается в восемнадатом году, то есть, «Гражданская» война уже вовсю кипит. Вся будущая Ленинградская область (а тогда — Петроградская губерния) — это горящее поле боевых действий между Красной армией и белогвардейцами Миллера, Юденича, Тыниссона, Маннергейма, оккупационными войсками Великобритании,