Лично я воспринимаю фильмы Пазолини как цельные, монотонные полотна, не содержащие в себе ни особой динамики, ни какой-то необыкновенной драматургии. Надо оговориться, что видел всего два с половиной его фильма. Этот, «Сало, или 120 дней Содома» и начинал смотреть «Евангелие от Матфея». Однако принцип режиссуры мне показался очень похожим. Режиссер берет какое-то литературное произведение, обладающее большей или меньшей идеологической нагрузкой, вырезает оттуда все или почти все вербальные намеки на эту идею и получает таким образом исключительно кинематографическое произведение, в котором, однако, вся смысловая нагрузка остается за кадром. То есть нет смысла смотреть его фильмы, не прочитав первоисточник. Ну, смысл смотреть-то есть. Для киноманов всех мастей и эстетов всяких. Но для таких людей, как я, ищущих в фильмах в первую очередь идею, ловить действительно нечего. Никакой конкретики, никаких гарантий. Зато прочитав, и осознав, что именно изменил Пазолини, перенося историю на экран, можно получить прекрасную награду в виде открывшейся сокровищницы скрытых идей.
В «кентерберийских рассказах» Пазолини, на мой взгляд, не очевидна та страсть к описываемому, как у того же Бокаччо. Чосера я не читал, к сожалению, но это уже менее важно. Или же чувствуется, но не формулируется так отчетливо. С помощью этой неопределенности, прибавленной к общей безжалостной объективности и непредвзятости, Пазолини достигает необычайного эффекта реальности и достоверности происходящего. В то же время, абсурдность поведения героев провоцирует возникновение диссонанса. Сталкиваясь, эти крайности вызывают катарсис. Да, именно столкновение двух несовместимостей, вызывающих «катарсис» Выготский выделял как главную особенность искусства. Примерно такое определение он и дает в «психологии искусства», одной из известнейших его работ.
Так что перед нами искусство в чистом виде. Самое что ни на есть, дальше прям некуда. По набору использованных для достижения диссонанса приемов я бы сравнил этот фильм с «семью самураями» Куросавы. Тот же объективный взгляд без деления людей на героев и антигероев, та же лукавая ирония над прошлым, та же любовь и принятие своей истории. Пожалуй, что подобное можно наблюдать во многих фильмах прославленного японского режиссера.
Да, Пазолини восхищается изображаемым миром. На свете нет стран, живущих по религиозным законам на всю катушку. Везде есть отходы от канона и удивительные вариации в восприятие догматики официальной церкви. Когда один из героев фильма крестится и просит Божьей помощи в убийстве ради денег, это вызывает улыбку. Ну хорошо, это действительно Пазолини просто юморит. В первую очередь, итальянская версия христианства извращена необъяснимой сексуальностью. Ну вот не хотят они верить, что такая прекрасная вещь, как совокупление, может порицаться церковью в каком бы то ни было случае. Абсолютно такая антипуританская традиция, как и в других странах, вызванная давно прошедшим, но закрепившемся в подсознании людей, конфликте между христианством и язычеством. И недавно вышедший и получивший большую популярность фильм «Зови меня своим именем», посвященный гомосексуальной любви и проблемам метаний в попытках сексуальной самоидентификации молодых людей, только это подтверждает. Я уж не говорю о том, как удобно этот рассказ лег на расстеленное режиссером полотно античной культуры
Из трех крупнейших древнеримских писателей: Вергилия, Горация и Овидия, наибольшее влияние на потомков римлян, итальянцев, возымел, вероятно, именно Овидий. Именно он был главным певцом любви и даже написал несколько томов на тему способов соблазнения и удержания женщины мужчиной. Ну и томик соблазнения в обратном порядке. Ну и подробное объяснение того, как разлюбить. Ну и еще какое-то количество подобной литературы. За все это угодил в ссылку при правлении императора Августа, пытавшегося укрепить институт семьи и закрепить целомудрие в статусе немаловажной добродетели. Недавно итальянский суд официально признал тот приговор недействительным и простил Овидия. Вроде как, инициативу подал какой-то итальянский политик популист. Так его где-то называли. В это легко можно поверить. Очень даже вероятно, что реабилитация певца свободной любви, сделает ему в Италии какой-то рейтинг.
7 из 10
Лично я воспринимаю фильмы Пазолини как цельные, монотонные полотна, не содержащие в себе ни особой динамики, ни какой-то необыкновенной драматургии. Надо оговориться, что видел всего два с половиной его фильма. Этот, «Сало, или 120 дней Содома» и начинал смотреть «Евангелие от Матфея». Однако принцип режиссуры мне показался очень похожим. Режиссер берет какое-то литературное произведение, обладающее большей или меньшей идеологической нагрузкой, вырезает оттуда все или почти все вербальные намеки на эту идею и получает таким образом исключитель