Шестидесятники — это странное явление. Фильм оставил двоякое впечатление: с одной стороны, памятник эпохи: улицы, дома, люди, костюмы, магазины, музеи, вечер в Политехническом — всё это радует глаз. Именно визуальная часть. А вот по содержанию… Там, где 3 условных товарища не страдают (от безделья, экзистенциально, от неустроенности, отсутствия руководящей идеи) — всё в порядке, новая волна в полный рост: забавные диалоги, интерес к жизни, тусовки какие-то. Когда же друзей начинает накрывать от размышлений — унылый пафосный трёп, в нетяжёлом фи
Может я идеологически заряжен, но в последнее время начинает складываться в единое целое, почему же все так случилось с Родиной и с нами. Какие фильмы долбили бреши в плотине под удивительным озером в мировой истории под названием Советский Союз, а какие вставали непреклонной алмазной опорой, заставой, на страже нашего завоеванного всеми народами, народом, в Великую Революцию и Великую войну, будущего. И что самое удивительное, самые честные, самые острые, самые советские и очень сильные произведения искусства, такие как гениальнейшая Интервенц
Я люблю художественный язык Марлена Хуциева. Его фильмы — это практически ожившие картины одного из моих любимых художников, Юрия Пименова: красота и романтика повседневности, чистая и ясная атмосфера будней. Много дней одного года. Что-то есть в Хуциеве и от Чехова, от его гениальных, несценических пьес настроения — кажущаяся бессюжетность, обыденность, скрывающая напряжённую внутреннюю драму. Только Хуциев светлее и оптимистичнее Чехова, по крайней мере, в ранних своих вещах. И поэтому Хуциев — очень мой режиссёр, эстетически и эмоционально.
Из двух вариантов фильма (собственно «Застава Ильича» и авторская переработка «Мне двадцать лет») довелось увидеть первоначальный — тот, что идет более трех часов. Копия была очень темная, когда-то её показывали на канале «Культура». Наложило ли качество изображения отпечаток на то, как пережился фильм? Скорее всего, да. Но это не делает глубину переживаний и мыслей беднее… Будем надеяться, что этот великий фильм своего, такого важного нам, времени восстановят как он того стоит — и тогда можно будет увидеть фильм вновь почти как впервые. Пока ж
«Застава Ильича» (смотреть надо только этот, полный вариант, а не сокращенный и цензурированный «Мне двадцать лет») — необыкновенно честная картина для советского кино. В частности, поэтому она не выглядит устаревшей. Однако, при просмотре быстро становится понятно: этот знаковый фильм — не просто фотокарточка эпохи, а произведение искусства. Только по построению кадров видно, что фильм делал не просто высокий профессионал, а очень талантливый художник. Вот только несколько примеров. Человек пересекает пустую улицу, через некоторое время