Сюжет фильма "Мусульманин" режиссера Владимира Хотиненко связан с русским солдатом Николаем Ивановым. Он сражался с моджахедами и попал к ним в плен на несколько лет. Когда парня вели на расстрел, его выкупил афганский фермер. Николай еще несколько лет жил у него, заменив фермеру его убитого сына. Он даже принял ислам. Тот факт, что Николай теперь мусульманин, для его бывших друзей, знакомых и даже родственников много что меняет и, к сожалению, не в лучшую сторону. Они, православные, не понимают и не принимают его, не понимают другую религию и не хотят понимать. Хотя многих из них и христианами-то уже не назовешь, поскольку потеряли люди веру, остались в них только пороки: жадность, зависть и др. Пока Иванова не было на родине, отец свел счеты с жизнью, брат попал в тюрьму, а его бывшая возлюбленная стала девушкой легкого поведения. Некогда благополучная деревня превратилась в место, где день за днем люди только и делают, что пьют и воруют, в то время как местная шишка бессовестно продает земли новым русским, все туже набивая свои карманы заморской валютой. Во всей этой "сдвинувшейся" общине лишь мусульманин Николай остается, пожалуй, единственным работящим и честным человеком, по-настоящему во что-то верящим и имеющим цель в жизни. Чужой среди своихПоначалу непривычное вероисповедание Кольки не вызывает неприязни, отвращения в его знакомых, родных и близких. Однако со временем люди узнавали Николая, который очень изменился с тех пор, как ушел на войну, все лучше. И их отношение постепенно начало меняться не в лучшую сторону. Ведь он не питает трепетного отношения к деньгам, не ворует и другим в этом деле не помогает, совсем не пьет, чем провоцирует со стороны бывших товарищей и родственников лишь ненависть. Ненависть к непохожемуНиколай понимает, как может деградировать общество, потерявшее веру. Необязательно в Бога, но просто веру во что-то, да хотя бы в "светлое будущее". Даже такая расплывчатая формулировка уже настраивает на позитив, на понимание того, что когда-нибудь все будет хорошо. Жители родной деревни главного героя изменились за те годы, что он отсутствовал. Они потеряли веру, стали жить одними пороками: жадностью и завистью. Даже молодой священник, пытающийся пробудить в соотечественниках веру в Бога, не может ничего с ними поделать. И вот приходит человек, которому, в отличие от большинства соседей по деревне, есть во что верить. Этот факт сам по себе настраивает зрителя на столкновение интересов со всеми вытекающими последствиями. А если учитывать, что Николай теперь мусульманин, то конфликт обостряется столкновением двух разных религий и культур...
Не секрет что про Бога чаще вспоминают в минуты большой беды или несчастья. От привычной и незатейливой жизни не станешь лишний раз вдаваться в теологию, не будешь искать сокровенные ответы на извечные вопросы, жаждать духовной гармонии и успокоения.
Рассуждая философски, Николаю можно сказать повезло, пускай через лишения и страдания, насильственно или от полной безнадеги, но он сумел прикоснуться к мудрости и красоте единственно доступной на время плена религии, а именно к Исламу. И точно не стоит считать его предателем или вероотступником, так как уверен, что до армии деревенский паренек Николай был не особо верующим человеком, а не исключая младенческое крещение, был максимум обычным православным атеистом, чем не сильно то отличался от безалаберного брата (и вообще от местных мужиков), если бы не такая прискорбная оказия на чужбине…
Сложен был его путь к вере, многое пришлось пережить чтобы обрести смысл жизни, найти направление и искреннюю связь с Богом. Но еще сложней и тернистей окажется проверка этой веры, и ни где нибудь, а на Родине, среди друзей, родственников и старых знакомых. Теперь его праведный быт, добродушная отзывчивость, непривычная одежда и чуждые обряды станут мешающим бельмом в глазах обывателей, давно уже потерявших своего Бога в душе. Кем же вернулся переменившийся Николай — образцом чистоты и напоминанием о праведности среди распущенных нравов, пьянства и затаившейся ненависти, или все же нестерпимой занозой в совести жителей российской глубинки. И во что выльется противостояние всепрощающего смирения и осатанелой узколобости?!
Не имеет особого смысла высказывать восхищение задействованным у Хотиненко актерам, все они уже десятки раз доказывали свое трудолюбие и талант, да еще так, что теперь их гениальность и блистательную самоотдачу почитаешь за данность и как само собой разумеющееся. Про самого Хотиненко — так это вообще отдельный разговор, который думаю приберечь до разбора его нового фильма «Достоевский».
За фирменный диск, который в эру DVD почитал за честь купить и иметь в коллекции —
9 из 10
Не секрет что про Бога чаще вспоминают в минуты большой беды или несчастья. От привычной и незатейливой жизни не станешь лишний раз вдаваться в теологию, не будешь искать сокровенные ответы на извечные вопросы, жаждать духовной гармонии и успокоения. Рассуждая философски, Николаю можно сказать повезло, пускай через лишения и страдания, насильственно или от полной безнадеги, но он сумел прикоснуться к мудрости и красоте единственно доступной на время плена религии, а именно к Исламу. И точно не стоит считать его предателем или вероо