Соцреализм в кино, казалось, давно канул в лету. Данное направление, являвшееся шаблонном в Советском Союзе, до крайности опостылело многим режиссёрам, и вряд ли можно вообще встретить нечто подобное в кинопродукции наших лет, во всяком случае, из множества просмотренных работ уже постсоветского производства (не только российского) на ум приходит, разве что, белорусская «Брестская крепость» Александра Котта (2010) и были какие-то пародийные намёки в «Сталинграде» Фёдора Бондарчука (2013). Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
« — Неправильный у истории ход. Шло всё нехорошо, а вышло и вовсе плохо.» (с) Сценарный гений двух самородков Петра Луцика и Алексея Саморядова был настоящим народным явлением на изломе эпохи, предложив кинематографистам новую модель изображение социума на экране. Их сюжеты представляющие собой современную версию сказов и былин, наполненные гиперболой и подчас намеренно оторванные от конкретного времени и места действия, разворачиваясь где то на окраинах нашей необъятной родины — тем не менее погружены в социальную среду простого русского н
Посмотрел художественный фильм «Окраина»(1998, сценарий Алексея Саморядова и Петра Луцика, режиссер Пётр Луцик, специальный приз «Don Quixote award» Берлинского кинофестиваля 1999). До этого я никогда не слышал ни о Саморядове, ни о Луцике. Что, как оказалось, неудивительно: до «Окраины» они лишь писали сценарии к километрам постперестроечного трэша, «Окраина» стала их первым и последним собственным опытом кинопроизводства. Сценарий к «Окраине» был написан в 1992 году, в 1994 году Саморядов нелепо погиб (сорвался с балкона, когда перебирался