Лирическая мелодрама режиссёра Андрея Смирнова "Осень" создана по его литературному сценарию "Рябина - ягода нежная". От других советских фильмов, созданных в семидесятых годах, его отличает камерность, отсутствие производственных и партийных проблем. Кинолента "Осень" стала первым фильмом, в котором сыграл Александр Фатюшин. По сюжету картины, более десяти лет назад отношения у совсем молодых ещё Ильи (Леонид Кулагин) с Сашей (Наталья Рудная) не сложились. Прошли годы, он женат на нелюбимой женщине, а она только что пережила развод. Их неожиданная новая встреча может стать началом другой, совершенно по иному организованной жизни, но пока они просто решили провести несколько дней вместе, на лоне почти нетронутой цивилизацией природы и вдали от всех. Сняв комнату у молодых супругов Эдуарда (Александр Фатюшин) с Дусей (Наталья Гундарева) в карельской глубинке, они выдают себя за мужа и жену. Они не слишком часто задумываются о том, что могло бы быть, если бы не случилось того расставания в юности, после стольких лет детской дружбы - зачем! Никто не виноват в том, что жизнь сложилась так, а не иначе. Теперь, после долгой разлуки, многих разочарований и потерь, они научились ценить то, что есть "здесь и сейчас". Их воспоминания полны тихой нежности и благодарности друг к другу. Первая полудетская любовь всегда имеет огромное значение для будущего, особенно когда она возвращается. Размытые чертыНи Саша, ни Илья не представляют себе, как сложится их судьба в дальнейшем. Есть неудержимое желание не расставаться никогда, но опыт, полученный каждым из них в прошлом, предостерегает их не совершать поспешных шагов. Понимая, что решиться на что-то всё же придётся, Илья однажды звонит домой жене, но сказать ей, что полюбил другую, не может. Саша просто и без осуждения просит его остаться с ней, но надежды в этой просьбе нет. Время идёт, и неделя, которую они выкроили для себя, чтобы сбежать из неприветливого и дождливо-ветреного в это время года Ленинграда, подходит к концу... Осень с её суровостью и мягкостью, частыми дождями и последней яркой щедростью природы - подходящее время для раздумий, подведения итогов и решений, которые предстоит сделать этой паре, уставшей от душевного одиночества. Они выясняют отношения или молчат, любят друг друга или замыкаются в себе на фоне осеннего увядания русского севера, мастерски отображённого создателями фильма в качестве важного художественного образа.
«В СССР секса нет». Эта фраза стала одним из расхожих клише воспоминаний, и символом пуританского общества «строителей коммунизма». И можно представить себе шок этих самых строителей увидевших на широкоформатном экране «это». Нам сегодняшним не дано понять что чувствовали в тот момент наши матери и отцы. Ведь это был не просто прорыв в запретную зону, а настоящая революция. Оказывается можно любить человека состоя в законном браке. И рассказывать ему о других мужчинах, и даже об аборте. И позволить себе любить когда тебе уже за 30. Правда чтобы иметь такую возможность, надо уехать в глухую северную деревню, где тебя никто не знает, ведь провести неделю в гостинице — невозможно. Там потребуют паспорт со штампом о браке, а его нет. Иногда я удивляюсь как вообще появились на свет поколения советских детей, когда несчастные влюблённые не имели банальной возможности уединиться? Наверное благодаря любви, той самой о которой и снял свой фильм Андрей Смирнов. И в которую мы, живущие во время тотального неверия ни во что, и привыкшие оценивать чувства исключительно в денежных знаках уже не верим.
9 из 10
«В СССР секса нет». Эта фраза стала одним из расхожих клише воспоминаний, и символом пуританского общества «строителей коммунизма». И можно представить себе шок этих самых строителей увидевших на широкоформатном экране «это». Нам сегодняшним не дано понять что чувствовали в тот момент наши матери и отцы. Ведь это был не просто прорыв в запретную зону, а настоящая революция. Оказывается можно любить человека состоя в законном браке. И рассказывать ему о других мужчинах, и даже об аборте. И позволить себе любить когда тебе уже за 30. Пр