Кинолента "Печки-лавочки" - любимый фильм Василия Шукшина. Он также считается одной из лучших работ советского режиссера и актера. Создателем картины стал сам Василий Макарович. Они с женой Лидией Федосеевой-Шукшиной также играют в фильме главные роли супругов Расторгуевых - деревенских жителей, которые никогда не выезжали дальше ближайшего к их деревне города, а теперь вот решили впервые в жизни съездить на юг к Черному морю. На красивой реке Алтай, удаленная от крупных шумных городов, расположена деревушка, где живут супруги Расторгуевы (Василий Шукшин и Лидия-Федосеева Шукшина) с многочисленной родней. Они никогда не были на море и решили, наконец, туда съездить, да еще и маленьких детишек с собой взять. Всем миромКогда многочисленные родственники сидели вместе с Иваном и Нюрой за столом, провожая их в дорогу, разгорелась целая дискуссия насчет того, а стоит ли брать с собой детей. Иван был твердо уверен в том, что малышей с собой брать нужно обязательно, даже привел пример: когда он был маленький, отец возил его на коне в Березовку. Сам он отца толком и не помнит, а вот ту поездку в Березовку запомнил хорошо. Вот он и хотел, чтобы детишки его запомнили отпуск на юге и, когда вырастут, поминали папку, который их туда возил, добрым словом. Тем не менее, после долгих споров было решено детей не брать. Наутро Ивана и Нюру провожали всей большой семьей. Нюра все переживала за детишек, наказывала матери следить за ними в оба глаза. А Иван, устроившись в автобусе, лишь крикнул в окошко: "Все будет печки-лавочки!". Тяжело деревенским жителям привыкнуть к городским порядкам, они ведь и ведут себя совсем по другому, и разговаривают иначе, и привычки у них свои, в общем, деревня и город - это как два мира, существующих вроде бы в одной реальности, связанных между собой, но так друг на друга непохожих. Ушлые подсказкиЕще в поезде по дороге на юг Иван ссорится с командировочным, который учит его жизни, советует, как надо себя вести, раз уж выехал за пределы деревни в цивилизованное общество. Когда проводник требует за постельное белье 2 рубля, и Нюра достает деньги из чулка, командировочный ухмыляется, мол, что ж вы людям не доверяете, которых даже еще не знаете?А это ведь только самое начало пути. И впереди у Ивана и Нюры еще много встреч с советчиками, которые будут рассказывать и показывать, как надо себя вести, считая себя обязанными научить несведущих деревенщин уму-разуму, но при этом не спросив, а нужны ли вообще кому-то их нотации. Чете Расторгуевых надо запастись терпением, чтобы их отпуск на Черном море прошел на ура. Но пусть никто не сомневается: в конце концов, все будет "Печки-лавочки", как и обещал своей родне Иван Расторгуев.
«Печки-лавочки», 1972
К Василию Шукшину можно относиться по-разному, но отрицать его несомненный глубокий и в чем-то трагический талант невозможно.
Шукшин — талантливейший режиссер, прекрасный актер (хотя, на мой взгляд, его актерское амплуа достаточно ограничено).
«Печки-лавочки» — фильм-путешествие, безусловно, философский, есть в нем и элемент притчевости. Вечная тема дороги, снятая на итальянский манер, о поисках смысла всего происходящего.
Очень точно выписаны многочисленные типажи тогдашней советской жизни.
Тракторист Иван (В. Шукшин) и его жена Люся (Л. Федосеева) — и в реальной и в киношной жизни великолепная, идеально подходящая друг другу по фактуре и одновременно дополняющая друг друга пара. Оба сыграли свои роли прекрасно, а Лидия Федосеева — еще и очень тонко, в мелочах и крохотных деталях сумела создать образ деревенской жены «при муже» и заботливой матери.
Профессор (Вс. Санаев) — добрый, милый, интеллигентный, но совершенно наивный, погрузившийся в фольклорный эскапизм ученый-«народник» (Шукшин не случайно сделал его филологом) и до сих пор верящий, что где-то там в российской глубинке сохранилась какая-то неизвестная подлинность и аутентичность.
Очень точны все второстепенные персонажи (проводник в поезде, сержант в купе, псевдо-интеллигент с «погаными ухмылочками»). Хорошо подобрано музыкальное сопровождение: где-то иронично, где-то с ностальгией (прекрасная песня Анатолия Иванова «Разговор в кузнице»).
Самым настоящим, живым и счастливым персонажем мне показался вор Виктор в исполнении Георгия Буркова. Тонкий, изящный, ироничный, с элементами ностальгии и робингудовским кодексом чести.
О чем фильм? Об умирании деревни, которая еще бьется в конвульсиях, временами напоминающих праздники и беззаботную радость. Еще не исчезла совсем красота деревенской жизни: дом прямо на берегу реки; счастливые босые дети на лошади; праздники и веселые гулянки всей деревней. Все это изображено у Шукшина колоритно, без вульгарности и лубочности. Однако, пусть и в доброй ироничной манере, чувствуется и «идиотизм деревенской жизни», и сквозящее через весь фильм ощущение бедности и унылости жизни деревенских жителей. И если деревенских стариков (какие великолепные, фактурные старики у Шукшина!!!) все это еще устраивает, им не привыкать, то уже поколение главного героя Ивана и его жены Люси при всей своей любви к родной земле, где-то в глубине своей души смутно понимают всю свою несовременность и несвоевременность.
Они — чужие на этом столичном празднике жизни (жизнь в городе кажется им бесконечным праздником, почти коммунизмом), но они больше не удовлетворяются жизнью и в глухой деревушке. Они хотят «к югу», они мечтают выучить детей (в глубине, желая для своих детей более интересной жизни).
Фильм и о пустоте и фальшивости городской жизни, с ее цинизмом и потреблением, вымученными пантомимами, выхолощенным коллекционированием самоваров и икон. Все здесь какое-то ненастоящее. И сам профессор (хотя он милый, чудесный человек), и его сын-социолог, представитель неудовлетворенной городской интеллигенции.
Чем все это закончилось, мы знаем. Нет больше ни той деревни, ни даже уже той Москвы. Та эпоха, об умирании которой так трогательно повествуют «Печки-лавочки» исчезла навсегда.
10 из 10
«Печки-лавочки», 1972 К Василию Шукшину можно относиться по-разному, но отрицать его несомненный глубокий и в чем-то трагический талант невозможно. Шукшин — талантливейший режиссер, прекрасный актер (хотя, на мой взгляд, его актерское амплуа достаточно ограничено). «Печки-лавочки» — фильм-путешествие, безусловно, философский, есть в нем и элемент притчевости. Вечная тема дороги, снятая на итальянский манер, о поисках смысла всего происходящего. Очень точно выписаны многочисленные типажи тогдашней советской жизни. Трак