Советская комедия-сатира "Пена" объединила таких актёров, как А. Папанов, Л. Куравлёв, Р. Быков, Л. Удовиченко, Е. Санаева. Режиссура А. Стефановича и сценарий, написанный С. Михалковым, делают фильм нетривиальным и нехарактерным для советского кинематографа. Камерная пьеса, по которой снят фильм, направлена на высмеивание приспособленцев. Павла Махонина, директора крупного предприятия (А. Папанов) мучает только одно. В профессии он достиг больших вершин, но дальнейшее продвижение требует высшего образования. У Махонина есть все, о чем только может мечтать советский человек: красивая жизнь без дефицита, импортные вещи, уютная обстановка, связи в определенных кругах и свой человек Полудушкин (Р. Быков). Директор может купить все, кроме ума, а тот ему критически необходим для защиты диссертации. Любимая фраза Махонина: "Все могут короли". Поэтому он и начал вести работу по покупке научной степени. Враг среди своихКто-то нашептал Павлу главное и свел с нужными людьми, в том числе с неким Соломой (Л. Куравлев). Солома - курьер скромной корпорации, дельцы которой за гонорар "в пределах разумного" могут написать достойную диссертацию. Все идет к получению звания, Махонин радостно потирает руки и готовит банкет. Но, к общей неожиданности, в семью приходит новый человек. Это жених Виктории, дочери Махонина. У молодых людей серьезные отношения, все идет к свадьбе, вот только знакомство с семьей невесты откладывается. Виктория собирается подгадать момент и показать суженого на банкете в честь получения докторского звания отца. Жених - перспективный молодой журналист Просов, который ведет особое расследование. Он напал на след мошенников, которые пишут "левые" научные труды. На банкете Просов рассказывает о своем проекте Махонину. Испуг и растерянность в первый момент сменяются у Махонина фазой бурной деятельности. Он должен любой ценой не допустить публикацию материла... Особенности картины• Сюрреалистичные сцены - фантастические сновидения Махонина, которые глубже раскрывают суть карьеризма. Комический сон о визите в Америку, где важный чиновник принят на уровне президентов. Трагедию Махонина передает сон об автородео и падении в пропасть прямо из собственного кабинета, преследующие его гангстеры, внешне похожие на Солому.• В фильме сочетается нехарактерное для советской иронической комедии стремительность событий и ритмичность рока. Сцены меняются очень быстро, переносят из пресс-клуба кинофестиваля на палубу теплохода, в элитный закрытый ресторан или загородный бассейн. На экране демонстрируется пропасть между рядовыми рабочими и "сливками" общества.• Примечательно, что в сцене кинофестиваля Алла Пугачева сыграла роль начинающей певицы и исполнила песню, а бэк-вокалистом стал Михаил Боярский.