Наверное, это не самый лучший фильм Жан-Люка Годара, однако, если рассмотреть фильм, так сказать, под микроскопом, то можно увидеть серьезную тему и актуальную по наши дни проблему, а точнее проблемы.
Совсем не новый мотив для художественных произведений, когда талантливый человек начинает предавать свои способности, работать за деньги и ради денег, делать продукт на потребу зрителя, после чего происходит крах его и как личности, и как художника, в этом фильме рассмотрен несколько с иной стороны. Главный герой фильма — писатель и драматург Поль Жаваль — уже с самого начала фильма понимает, что предлагаемая ему работа сценариста не для него. Он понимает, что будет предавать свой талант, если будет работать над сценарием к американскому фильму. Он понимает, что это не искусство, а сплошной ширпотреб, участие в котором сомнительно, даже позорно. Гордое имя писателя он оскорбит, если согласится участвовать в этом фарсе. Поль прекрасно все это понимает, но, как он сам скажет ближе к концу фильма, в современных реалиях человек не может быть тем, кто он есть, не может быть искренним, не может заниматься тем, чем он хочет заниматься. Ему обязательно что-то будут навязывать, от него будут что-то требовать. Быть художником в чистом виде ему не позволят внешние обстоятельства. Так и происходит в данном случае.
Конечно, ему все это неприятно, но циничный продюсер замечает, что у Поля есть красавица-жена. И действительно, ради чего можно предать свою мечту и свое естество? Только ради любви, во имя любви. На первый взгляд кажется, что хоть герой и поступает невежественно по отношению к искусству, но, по крайней мере, благородно с точки зрения обще-гражданских, социальных вопросов. Тут сказывается влияние Антониони на Годара. Как завещал нам экзистенциалист Антониони, люди разобщены и не понимают друг друга, каждый блуждает где-то в тумане. Так и здесь. Вроде бы муж и жена пламенно любят друг друга, постоянно проводят время вместе, но, как выясняется, муж совсем не понимает, чем он привлекает красавицу Камиллу. И делает роковую ошибку, пытаясь угодить ей.
Нужно ли ей, чтобы исполнялись все ее прихоти? Вовсе нет. Ей не нужна эта квартира, которую хочет купить Поль, она была счастлива с ним и в бедности. Ей было приятно быть замужем за настоящим художником слова. Нужно ли ей, чтобы муж был у нее на поводу? Вовсе нет. Это лишь будет обременять ее, зажимать ее свободу, чего ей, как и любой другой девушки, не хочется. Женщина символизирует собой дикую природу, необузданную, своевольную, которая не любит, когда ее пытаются подчинить. Такова и героиня Бриджит Бардо. И рядом она хочет видеть сильного мужчину, который не предает свои идеалы и ценности ради эфемерных благ и удовольствий. Поэтому, когда Поль соглашается писать сценарий, когда он позволяет цинику-продюсеру укатить на машине с Камиллой, ущемляя себя самого, Камилла разочаровывается в нем. И даже больше — презирает его. И это неудивительно, ведь Годар показывает, как легко в современном обществе красивая девушка превращается в товар. Что еще должна испытать жена после такого предательства мужа?
Великолепная съемка в квартире, когда Поль и Камилла выясняют отношения. Очень длительная, такая сумбурная, неопределенная, противоречивая. Но именно в этой сцене рушится любовь супругов, а вместе с ней и их брак. Как же еще показать увядание любви, которой еще вчера, кажется, ничего не угрожало? Именно так. Противоречиво, сумбурно. Самый сильный эпизод этого фильма.
Стоит сказать и о второй сюжетной линии — о съемках фильма по «Одиссее» Гомера. Годар наглядно показывает, что происходит с кинематографом, когда за него берутся американцы. Показывает, что будет в будущем. И он, безусловно, пророчески прав. Именно это мы видим сейчас — продюсеры, думающие исключительно о прибыли, соответственно и работающие. Режиссеры, готовые на любые уступки, забывающие, что на ведущих ролях в фильме именно они, а не продюсеры и даже не операторы со сценаристами и актерами. И, конечно, совершенно похабное отношение к истории и литературным произведениям. И то, и другое можно переврать, придумать совершенно иные смыслы и мотивы. Этого мы тоже видим вдоволь сейчас, в наше время. А столь жесткая критика американской культуры была в то время довольно популярна. И Феллини, и Антониони, вот и Годар — многие этим занимались. Жаль только, что победили в итоге не они.
Отметил бы игру Бардо, которая хоть и красотка, хоть и секс-символ, хоть и частенько обнаженная, но которая помимо всего этого привлекает и сугубо актерскими способностями. Со своей ролью она справилась прекрасно. Удивило и порадовало появление в фильме Фрица Ланга. Для любого кинематографиста, киноведа эта фигура значит довольно много.
8 из 10
Наверное, это не самый лучший фильм Жан-Люка Годара, однако, если рассмотреть фильм, так сказать, под микроскопом, то можно увидеть серьезную тему и актуальную по наши дни проблему, а точнее проблемы. Совсем не новый мотив для художественных произведений, когда талантливый человек начинает предавать свои способности, работать за деньги и ради денег, делать продукт на потребу зрителя, после чего происходит крах его и как личности, и как художника, в этом фильме рассмотрен несколько с иной стороны. Главный герой фильма — писатель и драматург