Два индийских аристократа середины ХIX века (Кумар и Джаффри) всё больше и больше погружаются в бесконечную шахматную партию, не ведая, что британская империя уже смахнула их княжество с карты мира, а его правитель должен выбрать между капитуляцией и смертью. Фильм знаменитого мастера индийского кино Сатьяджита Рея "Шахматисты" - эстетическое наслаждение от первого до последнего кадра. Индийские миниатюры и анимация незаметно перетекают в игровое кино, но волоокие персонажи продолжают казаться пёстро наряженными марионетками. Намекая на историю происхождения шахмат как военно-стратегической игры, Рей строит две параллельные сюжетные линии: в Индии середины 1850-ых двое друзей-праздных аристократов, одержимые шахматами, играют в них день напролёт, не замечая ничего вокруг; в то время как в большом внешнем мире коварную и почти шахматную стратегию ведёт Восточно-Индийская Компания, пытаясь лишить короля Ауда его трона и передать королевство в британскую юрисдикцию. (Сам король, впрочем, куда как более хорош в роли поэта, нежели правителя.)Эти две сюжетных линии красиво скрещиваются в конце фильма, когда, услышав, что войска Компании вошли в город и король отказался от трона, друзья-шахматисты меняют расположение фигур на западный манер: "Отодвиньтесь, Король. Дорогу королеве Виктории!""Шахматисты" небрежно аннулируют саму Историю, фетиш европейской цивилизации. Вряд ли было бы лучше, если б они грудью встали на защиту смешного отечества и пали в бою. Ведь солнце Британской империи взошло и закатилось, а их шахматная партия не завершена и по сей день.