Основой триллера Романа Полански "Смерть и Девушка" стала пьеса Ариэля Дорфмана "Смерть и девушка". Название картины совпадает и с знаменитым квартетом Ф. Шуберта, музыку которого включал один из персонажей, злодей и насильник, во время совершения своих преступлений. Картина считается камерной - в ней, не считая статистов, играют всего три актёра. Действие фильма происходит в Латинской Америке. Один из главных героев киноленты - известный политик и адвокат Херардо Эскобар. Он попадает в небольшую аварию во время шторма. На помощь ему приходит сосед - доктор Роберто Миранда, который и отвозит его домой. Но кто мог догадаться, что выяснится после того, как супруга Херардо увидит непрошеного гостя?Тяжёлый грузУ Паулины Эскобар - богатое политическое прошлое. В молодости она была активисткой оппозиционного движения, противостоявшего правящему фашистскому режиму. Именно поэтому она была осуждена и заключена в тюрьме на длительный срок. После окончания срока заключения она вышла замуж за влиятельного деятеля по защите прав человека. В госте она узнает одного из тюремных злодеев, вместе с другими избивавшего и пытавшего заключенных. Паулина вспомнила его мгновенно, ведь в тюрьме она неоднократно страдала от его рук. Желая отомстить, она оглушила и связала Миранду, несмотря на протесты супруга. На волоске от смертиПаулина считает, что теперь наступила её очередь судить и бичевать. Она обвиняет связанного доктора Миранду в том, что он одобрял систематические избиения и пытку током, которые ей пришлось пережить. По её словам, он четырнадцать раз подвергал её насилию, всякий раз включая композицию Шуберта "Смерть и дева". Муж сомневается в её правоте: Паулина не видела человека, мучившего её, так как у неё на глазах была повязка. Всё, что она помнит - это запах, голос палача и музыку. Роберто отрицает свою вину. Он не мог издеваться над Паулиной в 1977-м году, так как жил в это время в другой стране, у него есть алиби. Но женщина настаивает на своём, причём без всякой поддержки: её супруг склонен поддерживать доктора, а не её. Пытаясь найти компромисс, Херардо записывает признание доктора на видео. Но Паулина понимает, что всё сказанное - фальшь. Только когда Миранда понимает, что бывшая жертва твердо решила поставить в его истории точку, столкнув его с обрыва в море, Роберто рассказывает, наконец, ужасную правду...
Полански умеет наводить ужас. И делает это прекрасно. Фильм «Смерть и девушка» так прост. Почти театральная камерная драма. А в итоге «Смерть и девушка» пугает и ошеломляет покруче кровавых ужастиков.
Полански мастерски строит действие, вынуждая каждого из персонажей раскрыться полностью. Совершенно восхитительно он создает образ злодея. Как прекрасен Бен Кингсли. Такой порядочный, благовоспитанный и уравновешенный человек. Такой же, как все мы. Как все мы в этой обычной жизни. Как нам не хочется, чтобы он и вправду оказался этим чудовищем. Мы так надеемся, что героиня Сигурни Уивер ошиблась, утверждая, что под маской хорошего человека скрывается монстр.
Но, быть может, он и не монстр? Он просто выполнял приказы. Он просто делал то, что делали все, кто был на его стороне. И тут Полански ковыряет очень глубоко. Он швыряет нам этот вопрос и наблюдает. Как мы относимся к тому, что солдат получает приказ и пытает врага? Ведь враг — это зло, его надо искоренить. Все по правилам войны. Но что-то здесь не так. Этот солдат, получив право на санкционированное насилие, почему-то начинает переходить границы человеческого. Ведь ему позволено. Ведь его поощряют. С какой стати он должен считаться с жертвой? Полански осмеливается предположить, что дело не в приказе бороться со злом. Что это вовсе не служение закону, каким бы жестоким он ни был. Полански ищет ответ не в режимах и не в идеологии, а в самом человеке.
Человек есть зверь, который лишь прячет свои зубы, пока он в человеческом обществе. Пока общество требует от него цивилизованного поведения, зверь играет роль цивилизованного человека. Но если он остается один на один со своей природой, то тут держись. Злое, кровожадное, беспринципное и животное начало берут верх. Пока никто не видит, человек безнаказанно наслаждается превосходством над слабым и беззащитным. Человек с извращенным удовольствием надругается над жертвой, потому что внутри него сидит зверь, выпущенный на свободу.
Какой страшный и трагический вывод! Полански, который провел детство в концлагере, имеет право на него. Не фашизм заставляет человека быть злым. Человек сам по себе и есть фашизм.
Не менее сложен и оригинален образ мужа. Разве он не любит свою жену? Конечно же, любит. Просто он любит вот эту, красивую, молодую, здоровую женщину, хозяйку дома, которую можно с гордостью вывести в свет, в оперу. Легко понять, как не хочется ему видеть то, что его жена — много раз изнасилованное, втоптанное в грязь существо с изуродованной психикой. Ему и жаль ее, но нельзя ли все оставить как есть? Нельзя ли забыть, ведь это было давно. И здесь Полански ставит новую проблему. Кто он, этот муж? Это общество, это мы. Мы конечно, понимаем, что много в жизни творится несправедливого и жестокого, но так не хочется впускать это в свою жизнь. Да, жалко невинных жертв, да, ужасно, что зло не наказано, но я-то тут причем? Ах, какие страшные тайны знает про нас Полански!
Выбрать Сигурни Уивер на роль главной героини было очень сильным ходом. В ней сочетается одновременно женственность, красота и мужская воля, огромная сила. Из всех троих именно она ведет себя как мужчина. Когда мы наконец понимаем, что она пережила, мы даже хотим, чтобы она совершила возмездие, чтобы покарала своего мучителя. Но что делает героиня? Нет, она не сжалилась над ним. Она царственно убрала руки от этой грязи. Через свою героиню Полански все-таки предлагает нам надежду. Надежду на то, что в любой, даже самой кошмарной ситуации есть выход — остаться человеком.
10 из 10
Полански умеет наводить ужас. И делает это прекрасно. Фильм «Смерть и девушка» так прост. Почти театральная камерная драма. А в итоге «Смерть и девушка» пугает и ошеломляет покруче кровавых ужастиков. Полански мастерски строит действие, вынуждая каждого из персонажей раскрыться полностью. Совершенно восхитительно он создает образ злодея. Как прекрасен Бен Кингсли. Такой порядочный, благовоспитанный и уравновешенный человек. Такой же, как все мы. Как все мы в этой обычной жизни. Как нам не хочется, чтобы он и вправду оказался этим