У этого фильма есть сразу два неоспоримых плюса. Первый заключается в его захватывающей атмосфере. С первых кадров ноздри точно втягивают влажный воздух джунглей, а глаза, не отрываясь, наблюдают за медленными движениями главных героев, за каждым элементом снайперской работы: уход за оружием, выбор позиции, работа с ландшафтом (вроде ходьбы по ручью) — всё это заключено в рамки единого хронометража. А вот из этого плюса плавно проистекает и второй: с какой бы стороны мы не взглянули бы на этот фильм, так или иначе, мы напарываемся на неоспоримый факт: Луис Льоса всё время умудряется одним выстрелом убить двух зайцев. Два снайпера работают глубоко в джунглях? Раскроем тему как снайперского ремесла, так и джунглей, о чём, собственно, выше и писалось. В снайперской паре нарисовался «желторотик»? Отлично, покажем и то, как он постепенно матереет, и то, как развиваются его отношения со «стариком». Взаимопомощь? Даже тут сразу два момента: во-первых, живой, необстрелянный Миллер, постоянно подвергающийся на задании как физическим, так и моральным испытаниям, во время которых набирается опыта у Беккета, сам своей человеческой естественностью пробуждает давно уже дотлевающее житейское тепло в матёром охотнике, а, во-вторых, вскоре это выливается и в физическую взаимопомощь, ибо как Беккет спасает Миллера во время раскрытия последнего, так и Миллер вытаскивает Беккета из плена, невзирая на то, что противник в немалых количествах находится совсем рядом, в считанных десятках метров, и ничто не мешает им прошить меткой очередью обоих. Отлично дополняет этот коктейль, опять же, пара: музыка, написанная Гэри Чанем и Хансом Циммером (ну поглядите, даже тут — двое!) и реплики персонажей. Конечно, и Миллер, и Беккет выдают блестящие цитаты, но, на этот раз, пару афоризмов лично для себя я вынес от одного Беккета: «Боль, которую ты чувствуешь, ещё не самая страшная боль. Самая страшная боль — это когда боли не чувствуешь вовсе.» и «Оружие — твоя жизнь!». Собственно, из этих изречений вытекает ещё одна пара плюсов: во-первых (и в-главных), фильм этот всерьёз возбуждает интерес к изучению снайперской темы, по крайней мере, для меня увлечение ею так и началось, ну и, во-вторых, не раз и не два вы задумаетесь о смысле войны и бесконечной череды убийств и ломки личностей, кою она из себя представляет.
Однако, за то, чтобы донести до нас эти мысли, Льосе пришлось заплатить некоторыми логическими промахами, которые, к его чести, блестяще закамуфлированы шедевральными результатами его работы. Например, непонятно, почему Беккету дали в пару круглого новичка без сколько-нибудь серьёзной подготовки для подобных условий, тем более, для работы в джунглях — для снайпера ареала действий нестандартного, ибо видимость там ограничивается считанными десятками шагов. К тому же, непонятно, зачем этого новичка было посылать на позицию, где заведомо было понятно, что его раскроют. Конечно, по-другому нельзя было бы раскрыть ни темы взаимопомощи, ни развития дружбы между «стариком» и «желторотиком», ни «старение» «желторотика», ни тот факт, что подобные дела ломают личность и иногда сводят рассудок на «нет» и т. д. Но людей, сухо оценивающих, в первую очередь, логическую составляющую, обычно не переубедить. Так же не очень понятно, почему в паре Беккет-Миллер не было (кроме пистолета Беккета, который многие приняли за знаменитый М1911, на деле являющийся чем-то, похожим на «глок», коим и в самом деле вооружена армия США как раз с девяностых) никакого оружия для ведения боя на средних и коротких дистанциях, необходимое для снайпера-наводчика, в то время, как истребитель ходит с винтовкой с оптикой? Конечно, это — откровения диванного эксперта, сам я, к сожалению, не снайпер, и в такие дела ни разу не лез, даже не охотился, посему ориентируюсь только на прочитанную литературу и беседу с военными консультантами, но всё равно вызывает подозрения.
Однако, повторюсь, к чести режиссёра, эти минусы замечаешь очень нескоро и не сразу.
Фильм — шедевр. Жаль, что такие вещи снимают сейчас редко.
Огромное спасибо за первый шаг в изучении снайперской темы!
10 из 10
У этого фильма есть сразу два неоспоримых плюса. Первый заключается в его захватывающей атмосфере. С первых кадров ноздри точно втягивают влажный воздух джунглей, а глаза, не отрываясь, наблюдают за медленными движениями главных героев, за каждым элементом снайперской работы: уход за оружием, выбор позиции, работа с ландшафтом (вроде ходьбы по ручью) — всё это заключено в рамки единого хронометража. А вот из этого плюса плавно проистекает и второй: с какой бы стороны мы не взглянули бы на этот фильм, так или иначе, мы напарываемся на неоспоримы