Гениальный режиссер театра и кино Анджей Вайда (Andrzej Wajda) имеет огромное количество наград самых разных уровней, однако даже их совокупность все равно не отражает его огромный вклад в искусство. Фильмы Анджея Вайды изменяют человека изнутри - в них говорит правда. Родился Анджей Вайда 6 марта 1926 года на севере Польши в городе Сувалки. Отец будущего режиссера, Якуб Вайда, служивший офицером конной артиллерии, в 1939 году оказался в советском плену и был расстрелян. По одним сведениям, эта трагедия произошла в Катыни, а по другим, Якуба Вайду преступно лишили жизни в Харькове. Мама Анджея Вайды работала школьной учительницей. К тому моменту, как Польша оказалась оккупированной Германией, Анджей Вайда закончил семь классов. Чтобы спастись от угона в Рейх, во время войны он работал в немецких мастерских. После того, как война закончилась, Анджей Вайда обучался живописи в Краковской академии изобразительного искусства, однако, не завершив обучение, поступил в Лодзинскую киношколу на режиссерский факультет. Его дебютная самостоятельная картина "Поколение" стала началом явления, которое впоследствии стало называться польской школой кино. В очень многих своих режиссерских творениях режиссер с глубочайшим психологизмом раскрывает тему войны. Среди них "Пепел и алмаз", "Пейзаж после битвы", "Корчак", "Страстная неделя". Огромное впечатление на зрителей всего мира произвела картина Анджея Вайды "Катынь". Анджей Вайда известен своими непревзойденными экранизациями и польской, и мировой литературной классики. Среди них "Бесы", созданные по мотивам инсценировки А. Камю известного романа Ф. Достоевского, "Сибирская леди Макбет" по произведению Н.С. Лескова, "Пилат и другие" по роману "Мастер и Маргарита", "Пан Тадеуш" по мотивам поэмы А. Мицкевича. Очень яркое, эстетически безупречное и очень жесткое творение Вайды - фильм "Земля обетованная", являющийся пронзительной социальной притчей. Анджей Вайда жестко критиковал сталинизм, и его фильмы "Без анестезии", "Дантон", "Человек из мрамора" и "Человек из железа" вызвали неимоверный резонанс во всем мире. Известны и многие театральные работы Анджея Вайды, среди которых "Бесы", а также "Преступление и наказание" - по мотивам романов Ф.М. Достоевского. Анджей Вайда всегда активно занимался политической и общественной деятельностью. В частности, он возглавлял Союз польских кинематографистов, который был запрещен на время военного положения 1981 года. С 1972 года Анджей Вайда женат на актрисе и театральном художнике Кристине Захватович. Кинематографическую Премию Киото, полученную им в 1987 году, Анджей Вайда потратил на создание в Кракове музея японского искусства.