Сирил Джон Кьюсак родился 26 ноября 1910 года в Дурбане в Южно-Африканской Республике. Его мать Элис Коул была хористкой, затем актрисой, а отец, Джеймс Кьюсак, ирландец по происхождению, служил в конной полиции. Родители развелись, когда ему было шесть лет, после чего он с матерью перебрался в Ирландию. В Ирландии Элис устроилась в театральную труппу "О'Брин и Айриш плэйерс", в которой юный Кьюсак и начал свою актерскую карьеру. Тогда же он снялся в своем первом фильме. Разъезжая с труппой по стране, Кьюсак сменил немало школ, пока, наконец, не закрепился в доминиканском колледже в Ньюбурге, где завершил свое начальное образование. С 1928 по 1932 год учился в Университетском колледже в Дублине, в котором изучал современную историю и римское право.Казалось, ему была уготована карьера юриста, однако любовь к искусству одержала верх и в 1932 году он стал актером дублинского Аббатского театра (Abbey theatre). В этом театре он провел тринадцать лет и за это время сыграл в шестидесяти пяти пьесах. В 1935-1936 г. он возглавлял труппу "Гэлик плэйерз", а вскоре состоялся его дебют в Лондоне. Наибольшего успеха он добился в пьесе "Плейбой Западного мира", в роли Кристи Махона, которую сам называл самой сложной для актера ролью. В последующие годы он играл в Олд Вике и Королевском Шекспировском театре, а в 1944 году возглавил собственную труппу "Сирил Кьюсак продакшнс".Несмотря на то, что актер уделял основное внимание работе в театре, его кинематографическая карьера, начавшаяся еще в середине тридцатых годов, заметно активизировалась в послевоенный период. Он хорошо себя зарекомендовал, сыграв шофера Пэта, который стал его первой по-настоящему заметной ролью в кино в криминальном триллере Кэрола Рида "Выбыший из игры" (1947) и капрала Тейлора в военной драме Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера "Маленькая задняя комната" (1949). Невысокого роста, коренастый, Кьюсак был известен в основном как актер второго плана и редко бывал занят в главных ролях. Одним из таких исключений стал фильм режиссера Лилианы Кавани "Галилео" (1968), в котором он сыграл знаменитого итальянского ученого Галилео Галилея.Однако и в менее значительных ролях актеру почти всегда удавалось привлечь к себе внимание и сделать свое появление на экране ярким и запоминающимся, будь то начальник пожарной команды в знаменитом фильме Франсуа Трюффо "451 градус по Фаренгейту" (1966), слуга Грумио в "Укрощении строптивой" (1967) или рабби Иегуда в "Иисусе из Назарета" (1977) у Франко Дзеффирелли. Всего же за всю свою жизнь Кьюсак снялся более чем в ста фильмах. Среди них - "Вальс тореадоров" (1962, реж. Джон Гиллермин), "Шпион, пришедший с холода" (1965, реж. Мартин Ритт), "День шакала" (1973, реж. Фред Циннеманн), "Отречение" (1974, реж. Энтони Харви), "Моя левая нога" (1989, реж. Джим Шеридан), "Далеко-далеко" (1992, реж. Рон Ховард).Помимо работы в театре и кино, Кьюсак поставил несколько собственных пьес, опубликовал три поэтических сборника: "Часы" (1970), "Поэмы" (1976), "Между актами" (1991), а также сделал несколько студийных записей, на которых он читал произведения Шекспира, Йетса и ирландские сказки. Трижды был удостоен почетной докторской степени - Национальным университетом Ирландии (1977), Дублинским (1980) и Ольстерским (1982) университетами. Все дочери Кьюсака - Шинед, Сора, Нив и Кэтрин стали актрисами. Трое из них в 1990 году были заняты в одном из последних спектаклей своего отца - пьесе Антона Чехова "Три сестры", в котором сам Кьюсак играл Чебутыкина. Актер скончался в Лондоне 7 октября 1993 года.© Ozon.ru