Марлен Мартынович Хуциев появился на свет в городе Тбилиси, Грузия, 4 октября 1925 года в семье коммуниста и актрисы. Школьные годы мальчика прошли в Москве, однако в 1937 году репрессировали его отца, и Марлен вместе с матерью вернулся на родину. После школы он пытался поступить в Художественную академию, но не прошел конкурс. Во время войны на фронт он также не попал из-за плохого состояния здоровья. Кинокарьера актера началась в 1944 году, когда его взяли на работу в Тбилисскую киностудию ассистентом художника. После окончания войны он приехал в Москву, поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Обучение закончил в 1950 году, дипломной работой Хуциева стал короткометражный фильм "Градостроители".Некоторое время молодой человек трудился в Центральной студии детских и юношеских фильмов в качестве помощника режиссера дубляжа.В 1955 году его пригласили на должность второго режиссера на съемки картины "Ляна" под руководством Бориса Барнета. Затем он перешел на Одесскую киностудию, получив место режиссера-постановщика. В 1956 году вместе со своим коллегой и бывшим сокурсником Феликсом Миронером снял первую полнометражную картину "Весна на Заречной улице", которая имела оглушительный успех. Посмотрело фильм более 30 миллионов телезрителей.Закрепил свой успех Марлен Хуциев драмой "Два Федора", вышедшей в свет в 1958 году. Главная роль досталась неизвестному на тот момент актеру Василию Шукшину, она и стала его кинодебютом. В 1959 году Марлен решил вернуться на киностудию имени Горького, где приступил к работе как ассистент режиссера. В 1962 году работал над лентой "Застава Ильича" вместе с Геннадием Шпаликовым. Картину потом переименовали, и на экраны она попала под названием "Мне двадцать лет". С 1965 года он работал режиссером на киностудии "Мосфильм", где в следующем же году снял фильм "Июльский дождь". В качестве актера Хуциев снялся в комедии "Золотой теленок" и в киноленте "Гори, гори, моя звезда". Режиссер очень много работал над самыми разнообразными картинами в течение многих лет, а в середине 2000-х годов начал писать вместе со своим сыном пьесу, которая впоследствии стала сценарием к картине "Невечерняя".