Мир, полный таинства, удивительных перевоплощений, имя которому - театр, когда-то стал путеводной звездой для неважного школьника и (как выяснилось в будущем) гениального актера Олега Валериановича Басилашвили. Коренной москвич, заставший войну (Олег родился 26 сентября 1934 года), Басилашвили испытывал невероятные по силе чувства к атмосфере Художественного театра - того, где он впервые увидел "Синюю птицу" Метерлинка и "Трех сестер". В Школу-студию МХАТ Олег и поступил, попав на один из самых сильных курсов - Павла Массальского. Его соучениками были Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев и Михаил Козаков. Гордая красавица Татьяна не устояла перед обаянием Олега - в 1955 году они поженились, сыграв скромную свадьбу в квартире жениха, а вскоре переехали в Сталинград: еще никак не проявившего себя Басилашвили приняли только в местный драматический театр. Супруги коротали время без достойных ролей и перспектив, чтобы вскоре променять это прозябание на жизнь в гримерке питерского Театра имени Ленинского комсомола: Татьяна увезла мужа к себе на родину. Когда на актрису, с ее глубоким голосом и чувственностью, обратил внимание художественный руководитель ленинградского БДТ Георгий Товстоногов, Доронина потребовала зачислить в труппу не только ее, но и Олега Басилашвили, а заодно дать ему роль в первой же постановке. Условия были приняты, но с тех пор в характере Татьяны стало проступать что-то новое, иное и даже гнетущее. Несмотря на глубокое влечение к этой сильной личности, Олег согласился с решением Дорониной о разводе и даже был благодарен ей за инициативу. Период 60-80 годов стал для Олега Валериановича плодотворным, искрящимся, ярчайшим. Великолепный мастер перевоплощения, он совершенствовал и оттачивал свой талант. Поклонники помнят его невероятного Хлестакова в гоголевском "Ревизоре", франта Серпуховского в "Истории лошади" по Л. Н. Толстому, ироничного и не лишенного трагизма Войницкого ("Дядя Ваня" А. П. Чехова). Работу же в спектакле по пьесе Шукшина "Энергичные люди" Басилашвили считает самой лучшей. Естественно, на столь яркое дарование польстились и кинорежиссеры. Олег Валерианович стал "собственным" актером Эльдара Рязанова, благодаря чему мы увидели Олега Басилашвили в "Вокзале на двоих", "Служебном романе", "Предсказании". Интриган, ловелас, романтик - вот лишь некоторые образы, абсолютно полярные, в которых О. Басилашвили предстал перед зрителями во всей своей невероятной убедительности и искренности. Пережив, как и все причастные к кинематографу артисты, черный простой 90-х, Олег Валерианович вернулся на съемочную площадку на рубеже веков, сыграв в первом "компьютеризированном" российском фильме - "Судья в ловушке" по Генри Фильдингу. Лондонское многолюдье и улицы создавались на мониторе - без всяких декораций. Зрители эту картину не отметили, зато другая - "Что сказал покойник" - в которой Басилашвили сыграл шефа мафии, прошла на "ура". Не размениваясь на роли мелкие и никчемные, в новую эпоху кинематографа Олег Валерианович создал блистательную галерею разноплановых образов - от Папы Римского Александра шестого - Борджиа (фильм "Яды, или Всемирная история отравлений") до профессора Воланда (сериал "Мастер и Маргарита"). Счастлив замечательный артист и в личной жизни - его второй женой стала журналистка Галина Мшанская, подарившая Басилашвили двоих дочерей, Ольгу и Ксению.