Жизнь великой советской и российской актрисы Софьи Пилявской была не из легких. Безоблачные годы со всеми детскими радостями сменились чередой бед, невзгод и одиночеством. Ее отец был дважды арестован, выслан, а затем расстрелян как враг народа. Рано умер муж. Неизбывная нота трагедии вечно звучала в ее судьбе.Родилась Пилявская в 1911 году в Красноярске. В семье хватало всего, ребенку ни в чем не отказывали: нарядная елка под новый год, подарки и сладости, игрушки по заказу из Польши, воскресные завтраки за столом. Родители хлопотали над ней, холили и лелеяли. А Соня не сидела на месте, жаждала деятельности и надеялась на великое будущее. В четвертом классе она серьезно увлеклась театром, при этом успевала отлично учиться. Сама готовила школьные постановки, уделяла спектаклям большую часть своего времени, хотела основательно заняться актерской деятельностью. Первая попытка поступить в Студию Художественного театра З. С. Соколовой была неудачной. Польский акцент девочки сыграл не в ее пользу. Но Софья не сдалась, усердные занятия у логопеда "выправили" ее речь. Она повторила попытку и была принята в число студентов. По окончании студии Софья поступила на работу в МХАТ им М. Горького. Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Саратовский ТЮЗ. Актёры жили в его стенах и лишь в ноябре 1942 года возвратились в Москву. В 1951 году Софья получила Сталинскую премию за свой первый фильм "Заговор обреченных". Позже, после потери любимого мужа Николая Дорохина, Пилявская начинает преподавать в Школе-студии имени В. И. Немировича-Данченко. Она тогда жила лишь театром, ставшим единственным утешением от одиночества и тоски. Пленительное дарование Софьи Станиславовны отразилось и в кинокартинах: актриса сыграла графиню Вронскую в "Анне Карениной" (1967 год), Раису Павловну в легендарном фильме "Доживем до понедельника" (1968 год), Алису Витальевну в знаменитых "Покровских воротах" (1982 год). Несмотря на творческий успех, многочисленные награды, звания и востребованность, Пилявская почти всегда была несчастна. Время царило страшное: было нельзя отступать от нормы, чем-то выделяться, считаться "белой вороной". Актриса же сияла красотой прошедшего века, от нее нельзя было оторвать глаз. В этом была ее беда. К тому же оставалась дочерью врага народа. Ей постоянно напоминали об этом. Жизнь продолжалась. Уходили на тот свет ее близкие и коллеги, которые понимали и поддерживали Софью, а ей было предначертано жить дальше, нести свой крест: "Я так не хотела дожить до столетия МХАТа. А вот дожила. Я так одинока". Софья Пилявская ушла из жизни, когда ей было восемьдесят девять. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище в одной могиле с мужем. Быть может, в незримом мире ее душа освободилась от земных тягот и обрела долгожданный покой.