Режиссер: Бимал Рой
Богатый помещик, владелец почти всех земель в округе, решил построить фабрику. Однако выполнению его затеи мешает трудолюбивая и дружная семья бедного крестьянина Шамбху Мехето, чей небольшой клочок земли вклинивается во владения помещика. Полиция требует от Шамбху уплаты долга, иначе грозит отобрать у него землю. Чтобы заработать деньги, необходимые для уплаты долга, Шамбху с маленьким сынишкой едут в Калькутту. Но там они лишь пополняют огромные толпы таких же нищих, жаждущих найти работу людей.
Актеры: Нирупа Рой, Мурад, Нана Палсикар, Насир Хуссэйн, Балрадж Сахни, Раттан Кумар, Раджялакшми, Нур Джехан
Награды: Каннский кинофестиваль
Продолжительность: 02 ч 11 мин
Ключевые слова: Пение, Виноград, Губная гармоника, Голодание, Истощение, Двухэтажный автобус, Молитва, Мертвое дерево, Долг, Поезд, Монтаж, Трагический финал, Несчастный случай, Железная дорога, Отношения отца и сына, Засуха, Чай, Суд, Продавец, Беременность, Закадровый голос, Чистильщик обуви, Большой город, Чистка обуви, Зарабатывание денег, Бедность, Культовый фильм, Некомпетентность, Трагический герой, Дождь, Отчаянность, Кальян, Фермер, Судьба, Вор-карманник, Печальная концовка, Статуя, Нищенство, Землевладелец, Не в своей стихии, Подслушивание, Рикша, Лихорадка, Отношения мужа и жены, Калькутта, Математика, Лекарство, Воровство, Гордость
Но ни на море синем, ни в желтой пустыне, нигде — ни вблизи, ни вдали, Даже во сне не случалось мне позабыть о двух бигхах родной земли. На рынках кричащих, в молельнях и чащах промчались пятнадцать-шестнадцать лет, И открылось уму, что бежать ни к чему, ведь спасенья от памяти нет. Рабиндранат Тагор, «Два бигха земли» Говоря об исключительности влияния итальянского неореализма на индийский кинематограф 40—50-60-х гг. ХХ века, главное уяснить одно, но фундаментально важное: брошенное на индийскую почву зерно тоталь