Режиссер: Михаил Ромм
Иннокентий Смоктуновский ("Гамлет", "Берегись автомобиля") и Алексей Баталов ("Дело Румянцева", "Летят журавли") в фильме Михаила Ромма ("Обыкновенный фашизм", "Пышка") "Девять дней одного года". Действие этой интеллектуальной драмы происходит в 60-е годы ХХ столетия. Молодые ученые - ядерщики, одержимый экспериментатор Гусев и скептичный физик-теоретик Куликов, - давние друзья, влюбленные в одну девушку по имени Леля. В результате научных экспериментов Гусев получает опасную для жизни дозу радиации. Предупреждения врачей об опасности
Актеры: Алексей Баталов, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова, Евгений Евстигнеев, Валентин Никулин, Павел Шпрингфельд, Зиновий Гердт, Лев Дуров, Игорь Ясулович, Алла Демидова, Николай Граббе, Николай Сергеев, Андрей Смирнов, Валентина Ананьина, Евгений Тетерин, Сергей Блинников, Павел Винник, Валентина Беляева, Илья Рутберг, Константин Худяков, Георгий Епифанцев, Юрий Киреев, Николай Плотников, Резо Эсадзе, Зоя Чекулаева, Ада Войцик
Награды: Карловы Вары
Продолжительность: 01 ч 51 мин
Ключевые слова: Современные драмы, Отечественное кино 50-60-х годов, Отечественный фильм, Отечественное кино XX века, Радиация, Здоровье, Проблемы брака, Смертельная болезнь, Ученый, Отношения мужа и жены, Проблема со здоровьем, Физик, Отношения мужчины и женщины, Ядерная физика, Лучевая болезнь, Брак, женитьба, Наука, Риск, Серьезная болезнь, Радиационное отравление, Любовный треугольник, Цинизм, Радиоактивность, Драматический любовный треугольник, Пессимизм, Оптимизм
Всё-таки самые неприятные герои во всём советском кинематографе — это «положительные» герои в исполнении Баталова. То ли такие роли к этому актёру льнули, то ли актёр мог собой какую угодно роль испортить и превратить любого персонажа в самовлюблённого эгоистичного хама. Митя Гусев — не исключение. Возникает даже нехорошая мысль, а точно ли режиссёр пытался нам вот это представить в качестве главного положительного персонажа? Нет ли тут подвоха? Не смеётся ли режиссёр над нами? Вроде как, Митя Гусев должен олицетворять собой самоот
По-моему, идеологическая подкладка этого фильма осталась непонятой зрителями этого фильма ни тогда, ни сегодня. Впрочем, так всегда в хорошем искусстве — идеологический посыл должен быть незримым, чтобы достичь цели. Да и не все было спрятано. Впервые в советском кино была красноречиво изложена философия истории как регресса и деградации человека в блестящем исполнении Смоктуновского. Причем именно идеологии элитизма/меритократии Ромм отдает последнее слово в фильме, а именно во вздохе Куликова «если бы все были как Гусев!» Где-то теп